Задачи лаборатории ветеринарно санитарной экспертизы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Несмотря на развитие торговой сети мини-, супер- и гипермаркетов, роль продовольственных рынков в настоящее время по-прежнему занимает одно из ключевых мест в снабжении населения нашей страны продуктами животноводства и растениеводства. Преимущество продовольственных рынков в том, что покупателю предоставляется большой ассортимент продукции, в частности местного производства, что дает право выбора товара в зависимости от его финансовых возможностей.

Наличие приборов и оборудования должно отвечать требованиям «Табеля оснащения средствами измерения, испытательными, вспомогательными приборами и оборудованием межобластных ветеринарных лабораторий, ветеринарных лабораторий субъектов Российской Федерации, зональных, межрайонных, районных ветеринарных лабораторий, диагностических кабинетов, лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы», утвержденным заместителем Руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Н.А. Власовым от 19 июля 2011 года.

В статье 21 закона Российской Федерации «О ветеринарии» прописано, что продукция животного и растительного происхождения непромышленного изготовления, при реализации на продовольственных рынках, подлежит обязательной ветеринарно-санитарной экспертизе. Порядок и проведение ветеринарно-санитарной экспертизы организует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии.

Приказом М.Н. Грызловой в ГБУ Самарской области «Самарское ветеринарное объединение» от «20» апреля 2015 г. утверждено «Положение о лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы для продовольственных рынков Самарской области».

Подобные положения о лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы разработаны и утверждены и в некоторых других субъектах Российской Федерации.

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации нет единых требований, предъявляемых к государственным лабораториям ветеринарно-санитарной экспертизы из-за отсутствия типового Положения о лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, применяемого во всех субъектах Российской Федерации.

Разработка нового единого типового Положения о лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы позволит выработать единые подходы к работе государственных лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы, улучшить взаимодействие между ветеринарными службами субъектов Российской Федерации, повысить качество проводимых исследований и безопасность сертифицируемой и выпускаемой в оборот продукции.

Цель работы – разработать типовое положение о государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы.

Ветеринарно-санитарная экспертиза, ее значение, цели и задачи на современном этапе. Нормативная база, организация и проведение ветеринарно-санитарной экспертизы

Ветеринарно-санитарная экспертиза – наука, изучающая методы санитарно-гигиенического исследования пищевых продуктов и технического сырья животного происхождения и определяющая правила их ветеринарно-санитарной оценки.

Основные цели ветеринарно-санитарной экспертизы.

1. Предупреждать заболевание людей антропозоонозами и другими болезнями, передающихся через мясо-молочные, рыбные, яичные продукты и животное сырье.

2.Не допускать распространение инфекционных и инвазионных болезней животных через продукцию животноводства.

3.Обеспечивать высокое санитарное качество продуктов и сырья животного происхождения в процессе их первичной обработки.

4. Контролировать качество поступающих в продажу на рынок продуктов.

Основными объектами изучения ветеринарно-санитарной экспертизы служат убойные животные, пищевые продукты и сырье, получаемое от убоя сельскохозяйственных и диких животных, а также молоко, растительные и молочные продукты, рыба, яйца, мед.

Главная задача ветеринарно-санитарной экспертизы – контроль качества пищевых продуктов и сырья, которая гарантирует высокие потребительские свойства продукции, а также уменьшение потерь сырья.

Согласно Закону Российской Федерации «О ветеринарии» (статья 21. «Ветеринарно-санитарная экспертиза»), «запрещается реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, молока, молочных продуктов, яиц, иной продукции животного происхождения, кормов и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе» (статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года федеральным законом от 31 декабря 2005 года №199-ФЗ).

История становления и развития ветеринарно-санитарной экспертизы. Первые на Руси сохранившиеся письменные Государственные акты, освещающие определение качества продуктов питания («экспертиза») и меры предотвращения заболевания людей от недоброкачественной пищи («санитария и гигиена»), относятся к XI столетию.

Большого внимания заслуживает эпохальный труд того времени – рукописное руководство «Домострой». В третьей части «Домостроя» изложены правила обработки пищевой посуды, вымени коров перед доением, а также заготовки, консервирования и хранения мяса, сала субпродуктов, молока рыбы. Описаны правила изготовления колбасных изделий, ветчины и других пищевых продуктов.

В 1648 г. Земский собор принял «Соборное Уложение» – свод законов Русского государства, в котором было и несколько Указов царя Алексея Михайловича по вопросам надзора за перегоном гуртов скота. Так, большие партии скота, перегоняемые на ярмарки или к месту убоя, должны иметь свидетельство («царевы грамоты») об их благополучии. При обнаружении больных в гурте он подвергался строгому сорокадневному карантину.

В 1683 году царским указом запрещалась торговля рыбой и мясом в шалашах и на скамьях, и «о сломе оных». Торговля разрешалась в специально построенных рядах и лавках.

В XVIII веке Россия вступила на путь интенсивного развития.

Среди общих вопросов по развитию ветеринарного дела в указах Петра I было значительное количество мероприятий, относящихся к ветеринарной санитарии. Так, ряд указов 1691, 1713, 1718, 1719 гг. требовал строгого соблюдения правил убоя животных и продажи мяса и рыбы в установленных местах. Животных перед убоем должны были осматривать выделенные для этого «знающие люди». На убойных животных должна быть записка от старосты или десятского улицы. Фамилия владельца животного должна быть записана в книгу.

Согласно указу 1733 года, для продавцов мяса вводились «белые мундиры» (халаты), а розничная торговля в столице разрешалась только мясникам, которые были записаны в «Санкт-Петербургский посад» и подвергнуты медицинскому осмотру. Контроль за выполнением указов и инструкций проводили полицейские надзиратели, позже именовавшиеся инспекторами, и выделенные полицмейстерской канцелярией офицеры.

Таковы первые шаги «экспертизы», «санитарии и гигиены», которые были сделаны в Киевской Руси (IX-XII вв.), в Государстве Российском (XIII-XVII вв.) и в Российской Империи (с 1721 г.).

Мясоведение, как прообраз и основная составная часть ветеринарно-санитарной экспертизы было создано нелегким творческим трудом ученых и практиков XIX века. К числу тех, кто создал основы этого направления, следует отнести прогрессивных деятелей науки того времени: А.В. Дедюлина, М.А. Игнатьева, К.З. Кленцова, Н.Н. Мари, Г.И. Светлова, С.П. Дуброво, А. Барановского, Я. Прус, М. Грабовского, М.М. Романовича, Ф.П. Половинкина, Н.Н. Андреева.

Для того чтобы «Мясоведение», созданное в XIX веке расширить и углубить в широкоплановую науку – ветеринарно-санитарную экспертизу, в XX веке приложило много труда поколение таких ученых как: А.М. Петров, И.В. Смирнов, П.И. Лемишко, Х.С. Горегляд (ВВИ), А.Н. Кособрюхов, Б.Н. Федотов, В.П. Коряжнов, И.С. Тетерник, В.Ю. Вольферц, И.В. Шур и др. Первая кафедра мясоведения была создана в 1918 году в Казанском ветеринарном институте – П.В. Бекенским, В 1920 году – в Петроградском ветеринарном институте. А в 1930 году все кафедры мясоведения были реорганизованы в кафедры ветеринарно-санитарной экспертизы с основами технологии и товароведения.

3.Нормативная база, организация и проведение ветеринарно-санитарной экспертизы. На основании закона «О ветеринарии» ветеринарная служба осуществляет ветеринарно-санитарную экспертизу продуктов животноводства и другие специальные мероприятия, направленные на защиту населения от болезней, общих для человека и животных, а также пищевых отравлений, возникающих при потреблении опасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства. При осуществлении ветеринарно-санитарной экспертизы и принятии решения о дальнейшем использовании пищевого продукта ветеринарно-санитарный эксперт строго руководствуется законодательной нормативной базой. Приведем некоторые, наиболее значимые:

– Закон Российской Федерации «О ветеринарии» (с изменениями на 31 декабря 2005 г.)

– Федеральный Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов (от 1 декабря 1999 г.)

– Правила ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов (утвержденные МСХ СССР 2.12.83 с изменениями от 17.06.1988);

– Положение и подразделении государственного ветеринарного надзора на предприятиях по переработке и хранению продуктов животноводства (14.11.1994);

– Инструкция по ветеринарному клеймению мяса (28.04.1994);

– Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов (в ред. Приказа Минсельхоза РФ от 14.08.2007 N 393)

– Положение о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении (29.09.1997).

Развитие ветеринарно-санитарной экспертизы тесно связано с достижениями и развитием ряда других наук – нормальной и патологической анатомии, физиологии, биохимии, зоогигиены, паразитологии, терапии, фармакологии, токсикологии и технологии продуктов животноводства.

Читайте также:  Россельхознадзор официальный сайт санкт петербург меркурий

Пользуясь методами патолого-анатомических, биохимических, микробиологических, эпизоотологических исследований, ветеринарно-санитарные эксперты имеют возможность изучать состав пищевых продуктов, правильно определять характер патологических изменений в органах и тушах убитых животных, объективно давать качественную и ветеринарно-санитарную оценку любым пищевым продуктам и сырью животного и растительного происхождения.

Курс ветеринарно-санитарной экспертизы делится на следующие основные разделы:

1. Гигиена убоя животных и переработка продуктов животного происхождения.

2. Ветеринарно-санитарная экспертиза мяса и продуктов убоя.

3. Ветеринарно-санитарная экспертиза молока и молочных продуктов.

4. Ветеринарно-санитарная экспертиза яиц и продукции птицеводства.

5. Ветеринарно-санитарная экспертиза рыбы и рыбопродуктов.

6. Ветеринарно-санитарная экспертиза меда и пчелопродуктов.

7. Ветеринарно-санитарная экспертиза растительных продуктов.

1 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Работа выполнялась в 2020 году на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Донской государственный аграрный университет» в лаборатории инновационных разработок в области ветеринарно-санитарной экспертизы.

Объектами исследования являлись Государственные лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы и нормативно-правовые документы в области ветеринарно-санитарной экспертизы.

Путем фактографического анализа был обобщен и проанализирован материал, касающийся регламентирования деятельности государственных лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы в субъектах Российской Федерации. Были изучены и проанализированы Законы Российской Федерации, Технические регламенты Таможенного союза, Постановления Правительства Российской Федерации, ГОСТы, нормативные акты субъектов Российской Федерации, и другие документы, регламентирующие деятельность государственных лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы. В частности, материалом для исследований послужили нормативно-правовые документы в области ветеринарно-санитарной экспертизы:

Также в работе были использованы нормативные акты субъектов Российской Федерации, регламентирующие деятельность государственных лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы.

2 Результаты исследований

Лаборатория размещается в отдельно стоящем здании на территории розничного (продовольственного) рынка вблизи павильонов торговли мясной и молочной продукцией, либо непосредственно в здании торгового павильона розничного (продовольственного) рынка.

Предоставление земельного участка под строительство лаборатории допускается только при наличии заключений органов Федерального государственного ветеринарного надзора о соответствии размещения ветеринарных объектов действующим ветеринарным нормам и правилам.

В задание на проектирование для строительства лаборатории должны быть включены минимальные нормы площади помещений.

На действующем и вновь организуемом рынке (торговый центр, торговый дом, ярмарка), а также на рынках, построенных не по типовым проектам, допускается размещение лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы в изолированных помещениях, расположенных в непосредственной близости с местами торговли (торговыми павильонами), где осуществляется реализация мясных и молочных пищевых продуктов.

Не допускается размещать лабораторию ветеринарно­санитарной экспертизы во дворах, рядом со складами химических и других вредных веществ, в помещениях жилых домов, подвалах, а также в помещениях с выходом на проезжую часть улицы с интенсивным движением транспорта и пешеходов.

В лаборатории должна быть обеспечена поточность технологического процесса и исключено пересечение потоков поступления непереработанной пищевой продукции в лабораторию для проведения ветеринарно-санитарной экспертизы и выхода ее для последующей реализации.

Лаборатория должна быть оборудована умывальниками для мытья рук со средствами для мытья и дезинфекции рук и устройствами для вытирания или сушки рук, а также душевыми кабинами для ветеринарных специалистов и обслуживающего персонала.

Лабораторная мебель должна иметь покрытие, устойчивое к действию моющих и дезинфицирующих средств. Поверхность столов не должна иметь швов и трещин.

Лаборатория обеспечивается необходимым специальным лабораторным оборудованием, приборами, инструментами, красками, химическими реактивами, моющими и дезинфицирующими средствами, лабораторной посудой, спецодеждой, лабораторными мебелью, инвентарем и другими вспомогательными материалами.

Запрещается проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и реализация тех видов продукции, для исследования которой необходимое оборудование отсутствует.

Лаборатория независимо от объема работы и места расположения должна иметь следующие помещения:

отделение ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и рыбы;

отделение ветеринарно-санитарной экспертизы молока и молочных продуктов;

отделение для экспертизы продукции растительного происхождения и меда;

помещение для радиологических исследований;

кабинет заведующего лабораторией;

комнату для персонала;

комнату для мойки и стерилизации инструментов;

кладовую для мелкого инвентаря и дезинфицирующих средств;

помещение для хранения химреактивов.

Помещения лаборатории должны быть подключены к телефонной и цифровой связи.

Помещения лаборатории должны иметь естественное и искусственное освещение, оборудованы отоплением, освещением, вентиляцией, водопроводом с горячей и холодной водой, канализацией.

В лаборатории устанавливают контейнеры для сбора ветеринарных конфискатов (мясо, рыба, другая продукция животного происхождения) и отработанных образцов пищевой продукции после проведенной ветеринарно-санитарной экспертизы.

Помещения в лаборатории должны иметь:

стены с гладкими поверхностями, которые легко поддаются очистке, мойке и дезинфекции;

потолок с легко моющимся покрытием;

окна, защищенные от проникновения насекомых;

полы из водонепроницаемых материалов с хорошим водостоком, не подверженные коррозии при проведении дезинфекции.

На территории рынка должны быть установлены холодильная камера для хранения нереализованной непереработанной пищевой продукции животного происхождения и изолированная холодильная камера для временного хранения мясных туш, мясопродуктов (субпродуктов) и других продуктов, от которых отобраны пробы для лабораторных исследований.

Отработанный лабораторный материал и ветеринарные конфискаты, образующиеся в результате проведения лабораторных исследований и ветеринарно-санитарной экспертизы продукции, специально оборудованным транспортом вывозятся на пункты сбора по переработке биологических отходов, на ветеринарно-санитарные утилизационные заводы или биотермические ямы.

В журналах установленной формы производится отметка об их утилизации, уничтожении или направлении в корм животным, с составлением обязательного пакета необходимой документации.

2 Определение перечня и объемов исследований

Расчет количества условных единиц экспертиз и затраченного времени на проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного и растительного происхождения приведен в таблице 1.

Таблица 1 Количество условных единиц экспертиз и затраченного времени на проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного и растительного происхождения

3 Определение состава и квалификации персонала лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы

Штат лаборатории формируется от объема проводимой работы и затраченного на нее времени (оперативного и вспомогательного).

Структура, предельная численность работников, штатное расписание и смета лаборатории утверждаются руководителем Государственного ветеринарного учреждения (объединения).

Ориентировочный штат лаборатории устанавливается в зависимости от количества экспертиз, проводимых за один рабочий день (табл. 2).

Таблица 2 Штат лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы

1. Если в лаборатории проводится от 350 и более экспертиз в день, в штат дополнительно вводится 1 штатная единица лаборанта на каждые 100 экспертиз и 1 штатная единица ветеринарного врача на каждые 200 экспертиз.

2. В лабораториях ветеринарно-санитарной экспертизы в зоне усиленного радиоэкологического контроля и в населенных пунктах, критических относительно загрязнения радионуклидами, в штат вводится ветеринарной врач-радиолог и лаборант-радиолог. При небольшом количестве исследований их обязанности могут выполнять другие специалисты лаборатории с доплатой к их должностному окладу.

3. При формировании штатного расписания лаборатории в первую очередь учитывают количество единиц проведенных экспертиз (условно за одну единицу экспертизы принимается время, затраченное в процессе подготовки и проведения ветеринарно-санитарной экспертизы мяса крупного рогатого скота: голова, внутренние органы, туша без дополнительных лабораторных исследований).

Одновременно учитывают проведение необходимых дополнительных исследований, требующих длительного времени (биохимические, микроскопические, радиологические и др.); приготовление необходимых растворов реактивов; осуществление надзора за соблюдением ветеринарно-санитарных требований в торговых рядах; оформление платы за проведенные исследования и прочее.

4 Определение оснащенности средствами измерений, используемыми в лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы

В ходе проведенной работы был определен уровень минимальной оснащенности средствами измерения, необходимыми для работы государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы (табл. 3).

Таблица 3 Минимальный уровень оснащенности средствами измерения, необходимыми для работы государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы

5 Определение оснащенности испытательным оборудованием лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы

В ходе проведенной работы был определен уровень минимальной оснащенности испытательным оборудованием, необходимых для работы государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы (табл. 4).

Таблица 4 Минимальный уровень оснащенности испытательным оборудованием, необходимых для работы государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы

6 Определение перечня химических реактивов, применяемых в лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы

В ходе проведенной работы был определен минимальный перечень оснащенности химическими реактивами, необходимыми для работы государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы (табл. 5).

Таблица 5 Минимальный уровень оснащенности химическими реактивами, необходимыми для работы государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы

7 Определение перечня нормативной документации лаборатории ВСЭ

В ходе проведенной работы, был определен перечень основных нормативно-правовых актов, необходимых для работы ветеринарных специалистов ГЛ ВСЭ. К ним были отнесены:

Читайте также:  Россельхознадзор богородского района

Кроме того, сюда же, было решено включить ГОСТы:

Помимо этого, сотрудники лаборатории должны следить за актуальностью используемых в работе документов и могут ориентироваться на документы, приведенные в перечне международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011).

8 Определение обязательного перечня оснащения приборами, необходимыми для работы в лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы

В ходе проведенной работы был определен перечень минимальной оснащенности испытательным оборудованием, необходимым для работы государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы (табл. 6)

Таблица 6 Минимальный уровень оснащенности испытательным оборудованием, необходимым для работы государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы

Государственные лаборатории ветсан экспертизы. Функции и задачи. Документация

Государственная лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы на продовольственных рынках (далее ” Лаборатория” ) является органом госветнадзора, организуется на постоянно действующем рынке, специализирующимся на торговле животными, птицей, рыбой, пчелами, продукцией животного и растительного происхождения.

Лаборатория находится в составе районного (городского) государственного ветеринарного учреждения (районной, городской станции по борьбе с болезнями животных или межрайонной, районной, городской ветеринарной лаборатории) по месту расположения рынка.

В штат Лаборатории входят ветеринарные врачи, ветеринарные фельдшеры (лаборанты), трихинеллоскописты и ветеринарные санитары (а на территориях, пострадавших от радиационных аварий, – ветврач-радиолог и техник-дозиметрист), численность которых устанавливается в зависимости от количества проводимых экспертиз продукции в среднем за рабочий день, а также исходя из объема работ по государственному ветеринарному контролю за поднадзорными объектами, расположенными на территории рынка.

Производственная деятельность Лаборатории, финансирование и материально-техническое обеспечение осуществляется за счет средств местного бюджета и средств, поступающих в установленном порядке за проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и других вспомогательных исследований продукции животного и растительного происхождения.

Лабораторию возглавляет заведующий – ветеринарный врач, имеющий стаж работы по ветеринарно-санитарной экспертизе не менее трех лет, прошедший специальную подготовку и аттестацию.

Заведующий Лабораторией, специалисты и другие работники Лаборатории подчиняются, а также назначаются на должность и освобождаются от занимаемой должности руководителем вышестоящего государственного ветеринарного учреждения, в ведении которого состоит Лаборатория.

Государственное ветеринарное учреждение, в состав которого входит Лаборатория, обеспечивает ее снабжение необходимым специальным лабораторным оборудованием, приборами, инструментами, красками, реактивами и химикатами, моющими и дезинфицирующими средствами, лабораторной посудой, спецодеждой, мебелью, инвентарем и другими вспомогательными материалами для проведения ветеринарно-санитарной экспертизы.

При неполном оснащении Лаборатории оборудованием запрещается проведение ветеринарно-санитарной экспертизы тех видов продукции, для исследования которых данное оборудование предназначено.

Администрация (владелец) рынка (согласно статье 10 Закона РФ ” О ветеринарии” ) обязана предоставлять безвозмездно в пользование Лаборатории служебные помещения, необходимое оборудование и средства связи, а также компенсировать затраты на их эксплуатацию.

Лаборатория в своей деятельности руководствуется Законом Российской Федерации ” О ветеринарии”, ” Положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской федерации” и другими законоположениями и нормативными документами по вопросам ветеринарии, ветеринарно-санитарной экспертизы продукции животного и растительного происхождения, реализуемой на рынках, приказами и указаниями Департамента ветеринарии Минсельхозпрода России, Главного госветинспектора субъекта Российской Федерации, главного госветинспектора района (города) и настоящим Положением.

Лаборатория имеет штамп с изображением своего наименования, клейма и штампы для клеймения мяса, журналы и бланки ветеринарных документов установленной формы, а также квитанции (форма №2 вет-фин), утвержденные Минфином России 26.05.96. № 16-00-30-46) и бланки заключения ветсанэкспертизы (талоны, этикетки) на право реализации пищевых продуктов на рынке.

В своей деятельности Лаборатория является независимой от администрации (владельца) рынка, торгующих граждан, потребителя продукции.

При выполнении своих обязанностей ее работники находятся

под защитой государства.

Размещают Лабораторию непосредственно в здании павильона рынка (на рынках, построенных по старым проектам, допускается размещение Лаборатории в помещениях, расположенных вблизи павильонов мясной и молочной торговли).

Не допускается размещать Лабораторию во дворах, рядом со складами химических и других вредных веществ, в помещениях жилых домов, а также в помещениях с выходом на проезжую часть улицы с интенсивным движением транспорта и пешеходов.

Лаборатория независимо от объема работы и места расположения в районе (городе) должна иметь необходимое количество помещений:

-отделение ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и рыбы;

-отделение ветеринарно-санитарной экспертизы молока и

-отделение для экспертизы продукции растительного

-помещение для радиологических исследований;

-комнату для персонала и моечную с кладовкой для мелкого

-холодильник (изолированную холодильную камеру) для

-помещение для обеззараживания мяса и мясопродуктов

(субпродуктов), оборудованное варочными котлами, автоклавами

или специальными аппаратами – стерилизаторами;

-кабинет заведующего Лабораторией.

Помещения Лаборатории должны быть оборудованы отоплением, освещением и вентиляцией, водопроводом с горячей и холодной водой, канализацией.

Прием от администрации рынка в эксплуатацию помещений, предназначенных для размещения Лаборатории, осуществляет главный государственный ветеринарный инспектор района (города).

Запрещается продажа продукции животного и растительного происхождения на постоянно действующем продовольственном рынке, где не организована Лаборатория.

ЗАДАЧИ Организация и проведение мероприятий по предупреждению распространения зоонозных и зооантропонозных болезней при торговле животными, птицей. Обеспечение благополучия в ветеринарно-санитарном отношении реализуемой на рынке продукции животного и растительного происхождения. Организация мероприятий по предупреждению распространения заразных болезней животных через продукцию, подлежащую ветеринарно-санитарной экспертизе. ФУНКЦИИ Государственный ветеринарный надзор за соблюдением правил торговли животными, птицей, мясом, мясопродуктами, рыбой, раками, молоком, молочными продуктами, яйцами, медом, растительными и другими пищевыми продуктами на продовольственном рынке. Проведение проверок на наличие и правильность оформления ветеринарных сопроводительных документов на животных, птицу, продукцию животного и растительного происхождения, реализуемые на рынке. Осуществление постоянного контроля за поступлением, хранением и реализацией мяса и мясопродуктов торгово-закупочными предприятиями, расположенными на территории рынка. Проведение клинических и других обследований животных (птицы), поступающих для продажи на рынок, а при установлении болезни – направления их в государственное лечебное ветеринарное учреждение. Организация и проведение радиологического контроля продукции животного и растительного происхождения в соответствии с ” Положением о ветеринарном радиологическом контроле”. Проведение осмотра и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и других продуктов убоя всех видов сельскохозяйственных и промысловых животных, битой домашней птицы и пернатой дичи, рыбы, молока, молочных продуктов, меда, яиц и других разрешенных к реализации пищевых продуктов, в том числе растительного происхождения, согласно порядку, установленному действующими правилами ветеринарно-санитарной экспертизы и другими нормативными документами. Организация и проведение обязательной трихинеллоскопии свиных туш, кабанов, барсуков, медведей, нутрий и других животных, подверженных заболеванию трихинеллезом, а также частей их туш (полутуш, четвертин), шпига, независимо от результатов проведенных исследований до поступления продуктов на рынок. Проведение, при наличии показаний, отбора проб на бактериологические, биохимические, гистологические, радиологические и другие исследования мяса, мясопродуктов, рыбы, молока, молочных продуктов, меда и других пищевых продуктов и направление их в ветеринарную лабораторию района (города), а в необходимых случаях – в республиканскую, краевую, областную ветеринарные лаборатории. Клеймение туш (полутуш, четвертин, тушек птицы и др.) и субпродуктов в соответствии с Инструкцией по ветеринарному клеймению мяса. Выдача заключения и других ветеринарных документов установленной формы (талоны, этикетки, квитанции), удостоверяющих ветеринарно-санитарное благополучие выпускаемой продукции и разрешающих продажу ее на рынке. Денатурация и уничтожение отобранных и отработанных проб сырья и продуктов после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы, необходимых испытаний (исследований) и составление соответствующего акта. Организация и контроль за утилизацией или уничтожением мяса и других продуктов, признанных после проведения ветеринарно-санитарной экспертизы не пригодными в пищу. Оформление заключений и составление актов на забракованные продукты. Организация и контроль за обеззараживанием мяса и других продуктов. Учет выявленных болезней, регистрация проводимой работы в журналах установленной формы, ведение и составление ветеринарной отчетности. Пропаганда ветеринарно-санитарных знаний среди работников рынка, торгующих граждан и покупателей.

Титульный лист и исполнители

Отчет содержит 48 страниц машинописного текста, 6 таблиц, 30 библиографических наименований, 1 приложение.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, ЛАБОРАТОРИЯ, ВЕТЕРИНАРНО-САНИТАРНАЯ ЭКСПЕРТИЗА, НОРМЫ ОСНАЩЕНИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ, ИНСТРУМЕНТАРИЙ, РЕАКТИВАМИ, ИНВЕНТАРЬ.

Читайте также:  Россельхознадзор технические регламенты

Объектом исследования являлись Государственные лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы и нормативно-правовые документы в области ветеринарно-санитарной экспертизы.

В процессе проведения исследований, путем фактографического анализа, выполнены следующие виды работ: проведен анализ нормативно-правовых документов в области ветеринарно-санитарной экспертизы; определены требования к помещениям государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы; разработан перечень и объемы исследований, состав и квалификация персонала; установлена оснащенность средствами измерений, испытательным оборудованием и приборами; определен перечень химических реактивов и нормативной документации.

Внедрение разрабатываемого типового Положения о государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы позволит выработать единые подходы к работе государственных лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы, улучшить взаимодействия между ветеринарными службами субъектов Российской Федерации, тем самым позволит повысить качество проводимых исследований и безопасность сертифицируемой и выпускаемой в оборот продукции.

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ

В настоящем отчете о НИР применяют следующие термины с соответствующими определениями:

ГЛ ВСЭ – Государственная лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы

ГОСТ – Государственный стандарт

НИР – Научно-исследовательская работа

СП – Санитарные правила

ТР ТС – Технический регламент Таможенного союза

ФГБУ – Федеральное государственное бюджетное учреждение

3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВУ

1. Внедрить предлагаемое единое типовое Положение о государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, после соответствующей процедуры утверждения, на всей территории Российской Федерации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Боровков, М.Ф. Ветеринарно-санитарная экспертиза с основами технологии и стандартизации продуктов животноводства / Боровков М.Ф., Фролов В.П., Серко С.А. – Спб.: Лань, 2013. – 448 с. – Текст: непосредственный.

2. Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожение биологических отходов (от 4 декабря 1995 года, № 13-7-2/469) // Ветеринарное законодательство. – Т. 1. – М.: Росзооветснабпром, 2002. – С. 283–291. – Текст: непосредственный.

3. Ветеринарно-санитарная экспертиза, стандартизация и сертификация продуктов / Под ред. К.Е. Елемесова, Н.Ф. Шукшина. – Алматы: И.Д. «Credo», 2002. – 437 с. – Текст: непосредственный.

5. Доценко, В.А. Практическое руководство по санитарному надзору за предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности общественного питания и торговли: учебное пособие / В.А. Доценко. – СПб.: ГИОРД, 2012. – 831 с. – Текст: непосредственный.

6. Житенко, П.В. Ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов животноводства: справочник / П.В. Житенко, М.Ф. Боровков. – М.: Дрофа, 2000. – 317 с. – Текст: непосредственный.

7. Костенко, Ю.Г. Ветеринарно-санитарный осмотр продуктов убоя животных / Ю.Г. Костенко. – М.: Гном, 2000. – 112 с. – Текст: непосредственный.

8. Макаров, В.А. Ветеринарно-санитарная экспертиза с основами технологии и стандартизации продуктов животноводства / Под ред. В.А. Макарова. – М.: Изд. «Агропромиздат», 1991. – 171 с. – Текст: непосредственный.

9. Об утверждении Положения о государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на продовольственных рынках Ленинградской области (утратил силу на основании приказа Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области от 13.05.2019 N 23). – Текст : электронный. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/8441721.

10. Положение о государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на продовольственных рынках, утвержденного 29 апреля 1998 г. (№13-7-2/1225). – Ветеринарное законодательство, М.: Росзооветснабпром, 2000. – Т. 1. – С. 332–342. – Текст: непосредственный.

11. Приказ Минсельхоза РФ от 14 ноября 2001 г. №1028 «Об отмене Положения о государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на продовольственных рынках». – Текст : электронный. – Режим доступа: https://base.garant.ru.

12. Приказ Минсельхоза РФ от 27.12.2016 N 589 «Об утверждении ветеринарных правил организации работы но оформлению ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.12.2016 N 45094). – Текст : электронный. – Режим доступа: https://minjust.consultant.ru/documents/21996?items=1&page=3.

13. Положение о государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы на розничных рынках Ямало-Ненецкого автономного округа (постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.02.2016 N 137-П). – Текст : электронный. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/819015619.

14. Производственная деятельность лабораторий на мясоперерабатывающих предприятиях и продовольственных рынков: учебное пособие / В.Е. Никитченко, И.Г. Серёгин, Д.А. Васильев. – М. : Российский университет дружбы народов. – 2015. – 309 с. – Текст: непосредственный.

15. Пронин, В.В. Ветеринарно-санитарная экспертиза с основами технологии и стандартизации продуктов животноводства: практикум / В.В. Пронин, С.П. Фисенко. – СПб. : Лань, 2012. – 240 с.

16. Решение Ростовской-на-Дону городской Думы от 15.10.2011 г. N 194 Об утверждении правил (порядка) торговли на рынках и мини-рынках г. Ростова-на-Дону. – Текст : электронный. – Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=144007612&rdk=0.

17. Санитарные правила 1.3.2322-08 Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней. – Текст : электронный. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902091086.

18. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно- эпидемиологические правила СП 2.3.6.1066-01(с изменениями от 3 мая 2007 г.). – Текст : электронный. – Режим доступа: http://www.docload.ru/Basesdoc/9/9743/index.htm.

19. СП 2.3.6.1066-01 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. – Текст : электронный. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901797161.

20. Сенченко, Б.С. Ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов животного и растительного происхождения. – Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2001. – 704 с. – Текст: непосредственный.

21. Серегин, И.Г. Ветеринарно-санитарная экспертиза пищевых продуктов на продовольственных рынках: учебное пособие / И.Г. Серегин, М.Ф. Боровков, В.Е. Никитченко. – Спб. : Гиорд, 2005. – 478 с. – Текст: непосредственный.

22. Смирнов А.В. Ветсанэкспертиза туш и органов на трихинеллез и цистицеркоз: Методические рекомендации / А.В. Смирнов. – СПб.: Издательство СПбГАВМ, 2007. – 24 с. – Текст: непосредственный.

23. Смирнов А.В. Организация и особенности ветеринарно-санитарной экспертизы пищевых продуктов на продовольственном рынке и определение видовой принадлежности мяса: методические рекомендации / А.В. Смирнов. – СПб.: Издательство СПбГАВМ, 2008. – 20 с. – Текст: непосредственный.

24. Соторов, П.П. Ветсанэкспертиза пищевых продуктов животноводства, растениеводства и рыбоводства на рынках / П. П. Соторов. – Ростов на дону: Изд-во НмЦ «Логос», 2007. – 232 с. – Текст: непосредственный.

25. Технический Регламент Таможенного Союза 021/2011 (О безопасности пищевой продукции). – Текст : электронный. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902320560.

26. Технический Регламент Таможенного Союза 034/2013 от 18 ноября 2010 года (О безопасности мяса и мясной продукции). – Текст : электронный. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499050564.

27. Федеральный закон «О ветеринарии» от 14.05.1993 N 4979-1 (ред. от 03.07.2016). – Текст : электронный. – Режим доступа: http://fzrf.su/zakon/o-veterinarii-4979-1.

28. Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов», № 29-ФЗ от 2 января 2000 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. – № 2. – С. 150. – Текст: непосредственный.

29. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ре д. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды». – Текст : электронный. – Режим доступа: http://rulaws.ru/laws/Federalnyy-zakon-ot-10.01.2002-N-7-FZ.

30. Федеральный закон от 30.12.2006 № 271-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» – Текст : электронный. – Режим доступа: http://base.garant.ru.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время положение о лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы разработаны и утверждены в отдельных субъектах Российской Федерации, при этом отсутствуют единые подходы и требования, предъявляемые к государственным лабораториям ветеринарно-санитарной экспертизы, что порой приводит к сложностям взаимодействия между ветеринарными службами. Происходит это из-за отсутствия единого типового Положения о государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы, действующего на всей территории Российской Федерации.

Применение разрабатываемого типового Положения о государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы позволит выработать единые подходы к работе государственных лабораторий ветеринарно-санитарной экспертизы, улучшить взаимодействия между ветеринарными службами субъектов Российской Федерации, тем самым позволит повысить качество проводимых исследований и безопасность сертифицируемой и выпускаемой в оборот продукции.

В процессе проведения исследований выполнены следующие виды работ: проведен анализ нормативно-правовых документов в области ветеринарно-санитарной экспертизы; определены требования к помещениям государственной лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы; разработан перечень и объемы исследований, состав и квалификация персонала; установлена оснащенность средствами измерений, испытательным оборудованием и приборами; определен перечень химических реактивов и нормативной документации.

Настоящее исследование, является первоначальным этапом создания и разработки типовой модели лаборатории ветеринарно-санитарной экспертизы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *