Специалистами Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия по наблюдению за соблюдением требований к обеспечению качества и безопасности зерна в отношении юридического лица, осуществляющего деятельность в Шушенском районе.
В результате анализа сведений, содержащихся в Федеральной государственной системе прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна (ФГИС «Зерно»), а также согласно информации ФГИС «Аргус- Фито» установлено, что ЗАО «Сибирь-1» в сентябре 2022 года получило карантинные сертификаты на отгрузку 227 тонн пшеницы урожая 2021 года, предназначенной на кормовые цели.
При этом ЗАО «Сибирь-1», являясь товаропроизводителем, зарегистрированным в ФГИС «Зерно», не оформило товаросопроводительный документ – СДИЗ (сопроводительный документ идентификации зерна) на вышеуказанную партию зерна.
Согласно Федерального закона «О зерне», товаропроизводитель при формировании каждой партии зерна в целях их перевозки, реализации, приемки или отгрузки самостоятельно на безвозмездной основе оформляет товаросопроводительный документ на партию зерна – СДИЗ.
Вышеуказанные действия (бездействия) товаропроизводителя, осуществляющих отгрузку, приемку и реализацию зерна могут привезти к нарушениям требований Закона РФ «О зерне», а также требований Технического регламента «О безопасности зерна».
С целью недопущения выпуска в обращение партий зерна без оформления СДИЗа юридическому лицу объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в области качества и безопасности зерна.
Управление Россельхознадзора по Красноярскому краю продолжает работу по профилактике нарушений законодательства Российской Федерации в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений.
В 2020 году Управлением в целях реализации статьи 8.2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» для предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, вынесено 94 предостережения о недопустимости нарушений требований законодательства в области семеноводства.
Цель выдачи данного документа состоит в побуждении нарушителей к добровольному устранению правонарушений.
Напоминаем, что при рассмотрении предостережений, помимо принятия мер по обеспечению соблюдения обязательных требований, хозяйствующие субъекты должны помнить об установленных сроках, в течение которых они должны направить в надзорный орган уведомление об его исполнении.
К сожалению, несмотря на достаточно большой отрезок времени (не менее 60 дней со дня направления предостережения), некоторые предприниматели и юридические лица продолжают игнорировать требования законодательства и не исполняют свою обязанность.
По результатам рассмотрения предостережения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем могут быть поданы возражения в Управление Россельхознадзора. При отсутствии возражений юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в указанный в предостережении срок направляет в Управление уведомление об исполнении предостережения.
Также специалистами Управления Россельхознадзора на постоянной основе организовано консультирование по вопросам соблюдения законодательства в области семеноводства по телефону 226-69-01.
Специалистами Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю за период 2017 – 2019 годов было выявлено 105 хозяйств, допустивших высев более 7,1 тыс. тонн непроверенных семян на общей площади более 35,2 тыс. га. Также за три года выявлено 17 сельхозпредприятий, использовавших для посадки семенной картофель без документов, подтверждающих сортовые и посевные качества. Нарушение правил хранения семян допустили пять сельхозтоваропроизводителей.
Важно отметить, что в области семеноводства сельскохозяйственных растений, прежде всего, необходимо руководствоваться Федеральным законом от 17.12.1997 № 149 – ФЗ «О семеноводстве».
В частности, согласно абз.2 ст. 8 указанного закона число поколений репродукционных семян определяют территориальные органы специально уполномоченного федерального органа управления сельским хозяйством или соответствующие органы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Приказом министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Красноярского края от 18.10. 2010 года № 369-О «Об определении числа поколений репродукционных семян на территории Красноярского края» определено число поколений зерновых и зернобобовых культур равное четырем, масличных, эфиромасличных и технических растений равное двум.
Согласно ст. 17 Закона «О семеноводстве» для производства семян должны использоваться семена, сортовые и посевные качества которых соответствуют требованиям нормативных документов в области семеноводства. Запрещается использовать для посева (посадки) семена в целях их производства, засоренные семенами карантинных растений, зараженные карантинными болезнями растений и вредителями растений.
В соответствии с абз. 1 ст. 21 Закона запрещается использовать для посева (посадки) семена, сортовые и посевные качества которых не соответствуют требованиям нормативных документов в области семеноводства. Запрещается ввозить на территорию Российской Федерации и использовать для посева (посадки) семена растений, генетическая программа которых изменена с использованием методов генной инженерии и которые содержат генно-инженерный материал, внесение которого не может являться результатом природных (естественных) процессов, за исключением посева (посадки) таких семян при проведении экспертиз и научно-исследовательских работ.
Абз. 1 ст. 25 вышеуказанного Закона определено, что семена, предназначенные для посева (посадки), подлежат проверке на сортовые и посевные качества. То есть, семена в обязательном порядке должны быть проверены в аккредитованной лаборатории, а результаты испытаний – оформлены соответствующими документами.
К таким документам для основных сельскохозяйственных культур относятся: акт апробации, регистрации (удостоверяет сортовые качества), протокол испытаний (удостоверяет посевные качества), сертификат соответствия (удостоверяет сортовые и посевные качества).
Для справки: сертификат соответствия выдается в системе добровольной сертификации на основании акта апробации и протокола испытаний или ранее выданного сертификата, и не является обязательным документом, в отличие от акта апробации, регистрации и протокола испытаний на посевные (посадочные) качества.
Также согласно абз. 1 и 2 ст. 30 допускается реализация партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию.
После исключения сортов сельскохозяйственных растений из Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию, партии семян сельскохозяйственных растений таких сортов могут использоваться в течение последующих двух лет. Указанные семена относятся к категории репродукционных.
В соответствии с абз. 1 ст. 31 Закона реализация и транспортировка партий семян осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в области семеноводства.
Согласно п.п. 2.1. Порядка реализации и транспортировки партий семян сельскохозяйственных растений, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 12.12.2018 № 622 реализация партий семян осуществляется при наличии информации о сортовой принадлежности, происхождении и качестве семян.
Сведения о сортовой принадлежности, происхождении и качестве семян должны быть указаны на таре (упаковке), ярлыке (этикетке), а также содержаться в сопроводительных документах.
Реализация партий семян должна осуществляться при условии наличия оригинала документа, удостоверяющего сортовую принадлежность, происхождение и посевные качества семян (при реализации всей партии семян), или копии документа, заверенной печатью органа, его выдавшего (при реализации части партии семян).
Семена, реализуемые оптовыми партиями в малогабаритной таре (упаковке) для розничной торговли, должны сопровождаться свидетельством, выдаваемым продавцом семян.
За нарушения законодательства в области семеноводства семян сельскохозяйственных растений статьями 10.12, 10.13, 10.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Статьей 10.12 КоАП РФ установлено, что нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно статье 10.13 КоАП РФ нарушение правил ведения документации на семена сельскохозяйственных растений либо внесение в нее недостоверных сведений о сортовых и посевных качествах семян – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц – от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Согласно статье 10.14 КоАП РФ ввоз на территорию Российской Федерации не соответствующих требованиям государственных стандартов партий семян без документов, удостоверяющих их сортовые и посевные качества, партий семян в незатаренном состоянии (насыпью), обработанных химическими и биологическими препаратами, либо допущенных к использованию партий семян, сорта которых не включены в Государственный реестр селекционных достижений, за исключением партий семян, предназначенных для научных исследований, государственных испытаний, производства семян для вывоза из Российской Федерации, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Россельхознадзор, или служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, образована президентским указом за №314 от 9/03/04 г. Подчиняется эта федеральная служба Минсельхозу. Поднадзорная структуре сфера широка, как следует из ее наименования. Россельхознадзор (РСН) нередко путают с Роспотребнадзором. Обе эти структуры зачастую проводят свои проверки в один и тот же период, чем вводят предпринимателей, руководителей в еще большее замешательство. Разберемся, какими функциями наделен Россельхознадзор, какова сфера его полномочий.
Россельхознадзор и его функции
Россельхознадзор ответствен за сельскохозяйственную продукцию животного и растительного происхождения, не прошедшую обработку, так называемую «сырую». Согласно регламентным документам службы (их можно подробно изучить на официальном сайте Россельхознадзора), сферой проверок РСН являются:
- в животноводстве – продовольственное животное сырье, иначе говоря мясо, субпродукты, как результат убоя животных, молоко в сыром виде, сливки, сметана, мёд и иная продукция пчеловодства, яйца;
- в растениеводстве – овощи и фрукты, бобовые и зерновые, крупы.
РСН может прийти с проверкой и к первичному производителю (фермеру), и в торговую точку, где находятся эти продукты. Россельхознадзор контролирует использование «сырых» продуктов:
- в кафе, столовых, продуктовых магазинах;
- в продуктовых складах различного назначения;
- на пищевых предприятиях;
- в образовательных учреждениях (детсадах, школах);
- в медучреждениях.
Даже если предприятие не производит пищевые продукты, но имеет, например, пищеблок или склад, где хранятся необработанные овощи, фрукты, молочные или мясные продукты, у Россельхознадзора есть формальные основания для проверки.
РСН проверяет не только продукты как таковые, но и условия их хранения, перевозки, заготовки, переработки и утилизации (уничтожения). Подробно о функциях Россельхознадзора и отличии этих функций от аналогичных, присущих Роспотребнадзору, сказано правительственном постановлении №1009 от 14/12/09 г. На этот документ, а также на уже упомянутый Указ Президента №314 от 9/03/04 г. следует ссылаться, если имеет место превышение полномочий со стороны лиц, осуществляющих проверку.
Проверки могут носить плановый и внеплановый характер. Узнать о плановой проверке вашей организации можно на сайте Россельхознадзора либо на сайте Единого реестра проверок.
В реестре указывают:
- наименование проверяемого объекта, юрлица, ИНН/КПП, дату госрегистрации;
- цель (например: «соблюдение обязательных требований в области семеноводства с/х растений, карантина растений, качества и безопасности зерна, продуктов его переработки, земельного надзора»);
- дату окончания последней проверки Россельхознадзора в отношении этого юрлица, иные основания для проверки;
- дату начала актуальной плановой проверки;
- продолжительность;
- характер проверки (выездная, документарная).
Кроме этих сведений, дополнительно могут указываться другие данные. К примеру, если проверка проводится РСН совместно с другой структурой, указывается эта структура.
Внеплановые проверки могут происходить по нескольким причинам, указанным в регламентных положениях Россельхознадзора.
Поводом могут стать сторонняя информация, жалобы, содержащие сведения:
- о нарушении технологии, авариях, выходе из строя защитных сооружений, которые могут быть опасны (потенциально опасны) для людей, животных, природной среды, имущества;
- о нарушении прав граждан, юрлиц, ИП в сфере, подведомственной Россельхознадзору;
- о связи заболеваний людей и животных с работой той или иной фирмы, ИП и их продукцией; либо о потенциальной опасности таких заболеваний.
Роспотребнадзор, упомянутый ранее, напротив, проверяет переработанную продукцию и в целом контролирует вопросы защиты потребительских прав граждан.
На заметку! О внеплановой проверке юрлицо (ИП) должно быть предупреждено за сутки до начала проведения (ФЗ №294 от 26/12/08 г., ст. 10 п.16).
Какие документы могут потребовать при проверке
Любая проверка начинается инспектором с просьбы показать учредительные документы. Могут потребовать устав, ОГРН, свидетельство о постановке на учет из налоговой, решение о назначении руководителя, доверенность на представителя юрлица, приказ о назначении, должностную инструкцию, трудовое соглашение с ответственным за проверяемую сферу лицом и т.д.
Далее представитель Россельхознадзора может попросить предоставить документацию, содержащую сведения о предмете контроля. Ни в законодательстве, ни в нормативных, разъяснительных письмах, подзаконных актах Минсельхоза, Россельхознадзора исчерпывающего списка документов нет. Декларируется лишь необходимость подтверждения законности и безопасности действий с «сырыми» сельхозпродуктами.
Россельхознадзор при этом опирается при проверках на множество федеральных законов, конвенций, стандартов, постановлений. Среди них, кроме ФЗ №294, КоАП, ФЗ №29 от 2/01/2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ФЗ №52 от 24/04/95 г. «О животном мире», ФЗ №206 от 21/07/14 г. «О карантине растений», международные стандарты по фитосанитарным мерам (МСФМ) и пр.
Так, при поступлении на склад получателя подкарантинных товаров, продукции, инспектор РСН вправе потребовать (ст. 9 ФЗ №206 «О карантине растений»):
- сопроводительные документы на товар, товарные накладные, счета-фактуры;
- фитосанитарные сертификаты, документы, подтверждающие фитосанитарное состояние продукта;
- документы, подтверждающие, что объект прошел карантинное обследование.
Вывод очевиден: все сырые продукты животного, растительного происхождения должны быть оформлены полным пакетом документов на них, который должен быть доступен инспектору, даже если он придет с внеплановой проверкой. Специалисты РСН принимают во внимание и корректно оформленные копии документов.
Нюансы
Сфера контроля Россельхознадзора разнообразна, поэтому в ходе проверки могут возникать определенные нюансы. Некоторые из них хотелось бы отметить.
Вопрос о проверке предприятий общественного питания остается спорным. Некоторые чиновники Россельхознадзора, например, считают: если фирма перерабатывает мясо в продукцию до готовности, значит, это сфера мясопереработки, подконтрольная службе. Руководители предприятий полагают, что их деятельность регулируется СанПиНами, а не регламентами РСН. Решаются такие дела, как правило, в суде, с учетом всех обстоятельств функционирования фирмы.
Нарушения в сфере «сырой» сельскохозяйственной продукции – административные. Им посвящен ряд статей КоАП. Так, неправильное хранение мяса грозит фирме штрафом до 20 тыс. руб. на юрлицо, перевозка с/х животных без документов – до 500 тыс. руб. (ст. 10.8 КоАП), нарушение правил хранения зерна и его производных – до 20 тыс. руб. (ст. 7.18 КоАП). Если фирма недавно образована и проходит первую проверку, инспектор может ограничиться предупреждением и предложением устранить недостатки.
Ключевые моменты
- Сферой проверки Россельхознадзора является вся «сырая» животная и растительная продукция.
- Объектом проверки может стать любое юрлицо и ИП, имеющие эти продукты.
- Исчерпывающего списка документов, который следует предъявить при проверке, законодательство не содержит. Документы на каждую поставку «сырого» товара полным пакетом должны быть доступны к предъявлению в любой момент.
- Проверки, проведенные с нарушением действующего законодательства, можно признать незаконными через суд, оспорив их результаты.
- Нарушения в сфере, подконтрольной Россельхознадзору, носят административный характер и караются штрафами по КоАП РФ.
Россельхознадзор обнаружил в Коми несуществующие сорта овощей и зелени
Фото из архива ИА “Комиинформ”
Североморское межрегиональное управление Россельхознадзора за 6 месяцев 2023 года провело 44 выездных обследования в Республике Коми в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по реализации семян сельскохозяйственных растений, сообщает пресс-служба ведомства.
Профилактические мероприятия проводятся с целью оценки соответствия или отклонения параметров объекта индикаторам риска нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации в области семеноводства. Обследования проводятся путем визуального осмотра общедоступных объектов – торговых площадей с семенным и посадочным материалом юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В ходе проведенных мероприятий проконтролирована 6441 партия семян сельскохозяйственных растений.
Были выявлены следующие нарушения: на упаковках овощных и зеленных культур (базилик, баклажан, горох, кабачок, капуста белокочанная, капуста листовая, морковь, огурец, петрушка, редис, салат, свекла, томат, тыква, фасоль) были указаны несуществующие сорта. Согласно статье 30 Федерального закона от 17.12.1997 № 149-ФЗ “О семеноводстве” в оборот допускается реализация партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию.
Кроме того, встречалось нарушение пунктов 26-27 Порядка реализации и транспортировки партий семян сельскохозяйственных растений, утвержденного Приказом Минсельхоза России от 31.07.2020 № 443, а именно: нахождение в торговом обороте и реализации семян сельскохозяйственных растений в малогабаритной таре (упаковке) с неполной обязательной информацией.
По результатам проведенных выездных обследований контролируемым лицам выдано 44 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в области семеноводства с предложением убрать из реализации товар, не отвечающий требованиям законодательства.