Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу
(в ред. Федерального закона от 11. 2021 N 170-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Государственный контроль (надзор) в области обращения с животными осуществляется посредством:
1) федерального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными, осуществляемого:
а) федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
б) федеральными органами исполнительной власти, которые используют служебных животных или в ведении которых находятся организации, использующие служебных животных, только в части соблюдения обязательных требований в области обращения со служебными животными (пункт 3 части 2 настоящей статьи);
2) регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными, осуществляемого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с положениями, утверждаемыми высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Предметом федерального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными являются соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами:
1) обязательных требований в области обращения с животными, установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при содержании и использовании диких животных, содержащихся или используемых в условиях неволи, при содержании и использовании животных в культурно-зрелищных целях;
2) лицензионных требований при осуществлении деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях и океанариумах;
3) обязательных требований в области обращения со служебными животными, установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и порядками обращения со служебными животными, установленными федеральными органами исполнительной власти, которые используют служебных животных или в ведении которых находятся организации, использующие служебных животных.
Предметом регионального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований в области обращения с животными, установленных настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, при содержании и использовании животных, ином обращении с животными, осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, при осуществлении деятельности приютов для животных, в том числе соблюдение норм содержания животных в них, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Организация и осуществление государственного контроля (надзора) в области обращения с животными регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”, а в случаях, указанных в подпункте “б” пункта 1 части 1 настоящей статьи, нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, принимаемыми по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в области обращения с животными.
Должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) в области обращения с животными, наряду с правами, установленными Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”, в пределах установленной компетенции имеют право:
1) запрашивать и получать информацию и документы, связанные с соблюдением юридическими лицами и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, требований законодательства Российской Федерации в области обращения с животными;
2) проверять соблюдение юридическими лицами и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, требований законодательства Российской Федерации в области обращения с животными, составлять по результатам контрольных (надзорных) мероприятий соответствующие акты;
3) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, беспрепятственно посещать и обследовать организации, содержащие животных, в целях проверки исполнения данными организациями требований законодательства Российской Федерации в области обращения с животными;
4) пресекать правонарушения, связанные с нарушением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с животными.
Должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) в области обращения с животными, наряду с решениями, принимаемыми в процессе и по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, установленных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”, в пределах установленной компетенции имеют право:
1) выдавать юридическим лицам и физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации в области обращения с животными и проверять исполнение выданных предписаний;
2) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с животными, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению;
3) изымать у граждан животных в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
4) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушением законодательства Российской Федерации в области обращения с животными, для решения вопросов о возбуждении дел об административных правонарушениях или уголовных дел.
Россельхознадзор, или служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, образована президентским указом за №314 от 9/03/04 г. Подчиняется эта федеральная служба Минсельхозу. Поднадзорная структуре сфера широка, как следует из ее наименования. Россельхознадзор (РСН) нередко путают с Роспотребнадзором. Обе эти структуры зачастую проводят свои проверки в один и тот же период, чем вводят предпринимателей, руководителей в еще большее замешательство. Разберемся, какими функциями наделен Россельхознадзор, какова сфера его полномочий. Россельхознадзор и его функцииРоссельхознадзор ответствен за сельскохозяйственную продукцию животного и растительного происхождения, не прошедшую обработку, так называемую «сырую». Согласно регламентным документам службы (их можно подробно изучить на официальном сайте Россельхознадзора), сферой проверок РСН являются:
- в животноводстве – продовольственное животное сырье, иначе говоря мясо, субпродукты, как результат убоя животных, молоко в сыром виде, сливки, сметана, мёд и иная продукция пчеловодства, яйца;
- в растениеводстве – овощи и фрукты, бобовые и зерновые, крупы.
РСН может прийти с проверкой и к первичному производителю (фермеру), и в торговую точку, где находятся эти продукты. Россельхознадзор контролирует использование «сырых» продуктов:
- в кафе, столовых, продуктовых магазинах;
- в продуктовых складах различного назначения;
- на пищевых предприятиях;
- в образовательных учреждениях (детсадах, школах);
- в медучреждениях.
Даже если предприятие не производит пищевые продукты, но имеет, например, пищеблок или склад, где хранятся необработанные овощи, фрукты, молочные или мясные продукты, у Россельхознадзора есть формальные основания для проверки. РСН проверяет не только продукты как таковые, но и условия их хранения, перевозки, заготовки, переработки и утилизации (уничтожения). Подробно о функциях Россельхознадзора и отличии этих функций от аналогичных, присущих Роспотребнадзору, сказано правительственном постановлении №1009 от 14/12/09 г. На этот документ, а также на уже упомянутый Указ Президента №314 от 9/03/04 г. следует ссылаться, если имеет место превышение полномочий со стороны лиц, осуществляющих проверку. Проверки могут носить плановый и внеплановый характер. Узнать о плановой проверке вашей организации можно на сайте Россельхознадзора либо на сайте Единого реестра проверок. В реестре указывают:
- наименование проверяемого объекта, юрлица, ИНН/КПП, дату госрегистрации;
- цель (например: «соблюдение обязательных требований в области семеноводства с/х растений, карантина растений, качества и безопасности зерна, продуктов его переработки, земельного надзора»);
- дату окончания последней проверки Россельхознадзора в отношении этого юрлица, иные основания для проверки;
- дату начала актуальной плановой проверки;
- продолжительность;
- характер проверки (выездная, документарная).
Кроме этих сведений, дополнительно могут указываться другие данные. К примеру, если проверка проводится РСН совместно с другой структурой, указывается эта структура. Внеплановые проверки могут происходить по нескольким причинам, указанным в регламентных положениях Россельхознадзора. Поводом могут стать сторонняя информация, жалобы, содержащие сведения:
- о нарушении технологии, авариях, выходе из строя защитных сооружений, которые могут быть опасны (потенциально опасны) для людей, животных, природной среды, имущества;
- о нарушении прав граждан, юрлиц, ИП в сфере, подведомственной Россельхознадзору;
- о связи заболеваний людей и животных с работой той или иной фирмы, ИП и их продукцией; либо о потенциальной опасности таких заболеваний.
Роспотребнадзор, упомянутый ранее, напротив, проверяет переработанную продукцию и в целом контролирует вопросы защиты потребительских прав граждан. На заметку! О внеплановой проверке юрлицо (ИП) должно быть предупреждено за сутки до начала проведения (ФЗ №294 от 26/12/08 г. , ст. 10 п. 16). Какие документы могут потребовать при проверкеЛюбая проверка начинается инспектором с просьбы показать учредительные документы. Могут потребовать устав, ОГРН, свидетельство о постановке на учет из налоговой, решение о назначении руководителя, доверенность на представителя юрлица, приказ о назначении, должностную инструкцию, трудовое соглашение с ответственным за проверяемую сферу лицом и т. Далее представитель Россельхознадзора может попросить предоставить документацию, содержащую сведения о предмете контроля. Ни в законодательстве, ни в нормативных, разъяснительных письмах, подзаконных актах Минсельхоза, Россельхознадзора исчерпывающего списка документов нет. Декларируется лишь необходимость подтверждения законности и безопасности действий с «сырыми» сельхозпродуктами. Россельхознадзор при этом опирается при проверках на множество федеральных законов, конвенций, стандартов, постановлений. Среди них, кроме ФЗ №294, КоАП, ФЗ №29 от 2/01/2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов», ФЗ №52 от 24/04/95 г. «О животном мире», ФЗ №206 от 21/07/14 г. «О карантине растений», международные стандарты по фитосанитарным мерам (МСФМ) и пр. Так, при поступлении на склад получателя подкарантинных товаров, продукции, инспектор РСН вправе потребовать (ст. 9 ФЗ №206 «О карантине растений»):
- сопроводительные документы на товар, товарные накладные, счета-фактуры;
- фитосанитарные сертификаты, документы, подтверждающие фитосанитарное состояние продукта;
- документы, подтверждающие, что объект прошел карантинное обследование.
Вывод очевиден: все сырые продукты животного, растительного происхождения должны быть оформлены полным пакетом документов на них, который должен быть доступен инспектору, даже если он придет с внеплановой проверкой. Специалисты РСН принимают во внимание и корректно оформленные копии документов. НюансыСфера контроля Россельхознадзора разнообразна, поэтому в ходе проверки могут возникать определенные нюансы. Некоторые из них хотелось бы отметить. Вопрос о проверке предприятий общественного питания остается спорным. Некоторые чиновники Россельхознадзора, например, считают: если фирма перерабатывает мясо в продукцию до готовности, значит, это сфера мясопереработки, подконтрольная службе. Руководители предприятий полагают, что их деятельность регулируется СанПиНами, а не регламентами РСН. Решаются такие дела, как правило, в суде, с учетом всех обстоятельств функционирования фирмы. Нарушения в сфере «сырой» сельскохозяйственной продукции – административные. Им посвящен ряд статей КоАП. Так, неправильное хранение мяса грозит фирме штрафом до 20 тыс. руб. на юрлицо, перевозка с/х животных без документов – до 500 тыс. руб. (ст. 8 КоАП), нарушение правил хранения зерна и его производных – до 20 тыс. руб. (ст. 18 КоАП). Если фирма недавно образована и проходит первую проверку, инспектор может ограничиться предупреждением и предложением устранить недостатки. Ключевые моменты
- Сферой проверки Россельхознадзора является вся «сырая» животная и растительная продукция.
- Объектом проверки может стать любое юрлицо и ИП, имеющие эти продукты.
- Исчерпывающего списка документов, который следует предъявить при проверке, законодательство не содержит. Документы на каждую поставку «сырого» товара полным пакетом должны быть доступны к предъявлению в любой момент.
- Проверки, проведенные с нарушением действующего законодательства, можно признать незаконными через суд, оспорив их результаты.
- Нарушения в сфере, подконтрольной Россельхознадзору, носят административный характер и караются штрафами по КоАП РФ.
Правила содержания сельскохозяйственных животных для граждан в доступной форме
Содержание животных в частных хозяйствах должно осуществляться с соблюдением правил. Это необходимо для предотвращения вспышек опасных болезней и поддержания санитарии на должном уровне. Нормы регулируют обращение с продукцией, отходами, поддержание порядка в помещениях и кормовых складах. Их соблюдение позволяет снизить падеж в хозяйстве и обеспечить ветеринарно-санитарную безопасность.
Соблюдать нормы закона обязаны не только крупные фермерские хозяйства, но и владельцы личных подсобных хозяйств. Контроль за соблюдением осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и её территориальными управлениями в рамках федерального государственного ветеринарного надзора. Нормы содержания животных регламентируются федеральным законодательством и муниципальными актами.
Для того чтобы осуществлять ветеринарный контроль надлежащим образом, муниципалитет производит регистрацию продуктивных животных, проживающих в хозяйствах. Владельцам ЛПХ необходимо обращаться в администрацию для внесения записей о поголовье скота в похозяйственную книгу. Отдельно следует сказать о данной книге. Она является официальным документом, который надлежит вести в установленном Министерством сельского хозяйства порядке. Использование информации из нее разрешается при осуществлении мероприятий органами исполнительной власти. Похозяйственная книга является единственным официальным документом, подтверждающим наличие у гражданина личного подсобного хозяйства.
Для регистрации поголовья продуктивных животных или птиц обратитесь в местную администрацию с заявлением о регистрации хозяйства. Для осуществления необходимых действий необходимо сообщить специалисту о количестве животных и птиц каждого вида. В небольших поселениях орган местного самоуправления ежегодно осуществляет обход с целью опроса владельцев хозяйств на предмет количества животных. Кроме общих норм, муниципалитет может предъявлять собственные. Они разрабатываются в виде правил и подлежат исполнению, а за нарушение наступает ответственность.
Сами хозяйства обязаны вести учет поголовья, используя свободную форму документов, а также присваивая животным инвентарные номера путем использования различных форм мечения: чипирование, клеймение, крепление бирки. Если животное выбывает из учета хозяйства по той или иной причине, об этом надлежит уведомить орган местного самоуправления и государственную ветеринарную службу.
Порядок и условия содержания
Для обеспечения комфортного сосуществования человека и животных нормативы также устанавливают размещение построек на территории хозяйств, в которых размещается племенное поголовье.
Помимо специальных норм при размещении хозяйственных объектов нужно соблюдать:
- градостроительные нормы;
- экологические;
- санитарно-гигиенические;
- противопожарные.
Постройки для содержания животных необходимо размещать на положенном расстоянии от жилых домов и заборов. Нормирование устанавливается ветеринарными правилами и муниципалитетом.
Правила оформления ветеринарных документов
Вопрос оформления ветеринарных сопроводительных документов подробно регламентирован федеральным законодательством. Оформлять такие документы необходимо не только при обращении с животной продукцией на продажу, но и при осуществлении действий с живым поголовьем.
- Оформление ветеринарных документов необходимо при производстве продуктов животного происхождения с целью продажи.
- Перемещение животных, птицы и продукции также требует подготовки документов.
- Передача права собственности от одного лица другому на сельскохозяйственную продукцию и продуктивных животных сопровождается оформлением ветеринарных сопроводительных документов.
Современные технологии позволяют оформлять справки в электронном виде. Этот способ получил право на реализацию благодаря приказу Министерства сельского хозяйства.
Для оформления ветеринарных документов необходимо знать, кто обладает компетенцией выдавать справки тех или иных форм.
Органы, которые имеют право выдавать ветеринарные документы
Форма документа
Орган, который имеет право выдавать документ
№ 1, 2, 3 и ветеринарные справки формы № 4
учреждения, подведомственные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии
№ 5a, 5b, 5c, 5d, 5e, 5f, 5g, 5h, 5i, 5j, 5k, 5l, 6. 1, 6. 2, 6. 3
территориальные органы Россельхознадзора
Определив компетенцию, обратитесь в уполномоченный орган с заявлением о выдаче нужной справки. Большинство ветеринарных документов оформляются за один рабочий день и имеют срок действия пять дней с момента выдачи.
Перевозка большого поголовья сельскохозяйственных животных помимо ветеринарной регламентации требует опись с указанием данных на каждое племенное животное:
- кличка;
- инвентаризационный номер;
- вид;
- пол.
Нарушение режима получения документов может привести к уничтожению продукции и даже живого поголовья. Это связано с неблагополучной эпизоотической ситуацией в некоторых регионах страны.
Ветеринарные правила: права и обязанности владельцев
Владение поголовьем сельскохозяйственных животных накладывает множество обязательств, так как животные являются переносчиками многих опасных болезней. Халатное отношение к своим обязанностям в этой ситуации недопустимо. Контрольные органы стремятся проверять соблюдение лицами норм и правил, но без осознанного отношения самих владельцев пользы от этого будет мало.
Владелец сельскохозяйственных животных имеет право:
- разводить на собственном участке животных в количестве, разрешенном местной властью;
- получать от государства субсидии и льготные кредиты на развитие своего хозяйства;
- получать продукцию от своих животных и реализовывать ее, соблюдая правила;
- выпасать скот на организованных пастбищах.
Хозяйствующий субъект — владелец сельскохозяйственных животных обязан:
- регистрировать каждое животное в похозяйственной книге;
- прививать продуктивных животных от особо опасных и карантинных болезней;
- извещать ветеринарную станцию о падеже скота от неизвестных причин;
- производить убой скота в установленном порядке;
- соблюдать ветеринарно-санитарные нормы при организации жизнедеятельности животных;
- не допускать выход животных в общественные места;
- следить за чистотой территории, вывозить отходы и не допускать занавоживания.
Соседство с сельскохозяйственными животными редко устраивает всех соседей, закон в этих ситуациях чаще всего оказывается на стороне людей. Поэтому чтобы избежать неприятностей и и мер административного воздействия, старайтесь придерживаться норм закона и находить компромиссы.
Устанавливайте объекты, в которых предстоит разместить животных как можно дальше от забора и соседских строений.
- Высокий и крепкий забор — ваш лучший союзник. Чем меньше ваши соседи видят, тем проще им принять факт непростого соседства. Идеальный забор должен быть глухим и не пропускать звуков и запахов.
- Старайтесь вовремя прививать поголовье, случайная жалоба может обернуться проверкой с разбирательствами.
- Никогда не осуществляйте забой скота самостоятельно, это нарушение многих ветеринарных норм и правил.
Управление Россельхознадзора разъясняет правила содержания свиней на личных подсобных хозяйствахОдной из основных задач Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия является осуществление контроля и надзора в сфере ветеринарии и обеспечение защиты населения от болезней, общих для человека и животных. На территории РФ действуют Ветеринарные правила содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации, которые распространяются на граждан, содержащих свиней, индивидуальных предпринимателей, организации и учреждения уголовно-исполнительной системы, иные организации и учреждения, содержащие до 1000 голов свиней включительно, а также на организации и учреждения, содержащие более 1000 голов свиней. То есть их обязаны соблюдать все россияне, имеющие свиней в личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйствах, а также на мелко- и крупнотоварных свиноводческих предприятиях. На территории России сохраняется напряженная обстановка в связи с распространением африканской чумы свиней (АЧС) – опасного вирусного заболевания. Остановить африканскую чуму в Российской Федерации пока не удается, так как заболевание не поддается лечению или профилактике с помощью вакцин. Вирус охватывает все новые и новые территории, и распространяют по стране заболевание, прежде всего, личные подсобные хозяйства (ЛПХ). АЧС не опасна для людей, но смертельна для свиней. Вирус очень устойчив к факторам внешней среды. Свиньи заражаются через корма (особенно пищевые отходы), воду, предметы ухода, транспортные средства, загрязнённые выделениями больных животных; через трупы павших и продукты убоя зараженных свиней. Возникновение очагов африканской чумы неизбежно влечёт за собой карантинные меры. Единственный надежный способ борьбы – уничтожение всех свиней, диких и домашних, в очаге заражения. В месте вспышки африканской чумы всех свиней убивают, а трупы и хозяйственные постройки уничтожают сжиганием. Земельные участки, помещения и территории ферм дезинфицируют. Карантин снимают через 30 дней после уничтожения всех свиней, а возможность разведения этих животных в неблагополучном пункте рассматривается не ранее, чем через год. АЧС приводит к колоссальным убыткам не только производителей свинины из-за потери животных, но и банков-кредиторов производителей, а также – к нарушению структуры всего сельскохозяйственного рынка. Промышленные свинокомплексы и так работают в режиме предприятий закрытого типа и подчиняются более жестким ветеринарным требованиям: зонирование территории, наличие дезбарьера, санпропускника и прочее. Их же должны соблюдать теперь и другие предприятия с поголовьем свыше 1000 свиней. Основная проблема заключается в том, что в ЛПХ граждане не тщательно следят за условиями содержания животных, не соблюдают элементарные ветеринарно-санитарные, зоогигиенические, технологические нормы и правила, а также скрывают в течение длительного времени от органов ветнадзора информацию о внезапном падеже животных, нарушают правила реализации свиней из-за отсутствия ветеринарно-сопроводительных документов. Именно поэтому там вирус распространяется быстрее. Владельцы свиней в ЛПХ должны соблюдать почти такие же строгие ветеринарные требования, как и промышленные производители. К предупредительным мерам в первую очередь относятся:
– идентификация (биркование или чипирование) всего поголовья свиней;
– проведение плановых противоэпизоотических мероприятий (вакцинация против классической чумы свиней, вакцинация против рожи свиней, исследование сыворотки крови маточного поголовья на бруцеллез, исследование на туберкулез);
– перевод свиней на безвыгульное содержание (выгул возможен только в закрытых помещениях или под навесами, без контакта с другими животными и синантропной птицей и грызунами). Также вводятся нормы площади содержания свиней. Свиноводческие помещения по своим размерам и оборудованию должны обеспечивать благоприятные условия для их здоровья, нормального роста и развития. Уборка и складирование отходов должны осуществляться на площадках для биотермического обеззараживания, расположенных на территории хозяйства, а вход в свиноводческое помещение по всей ширине нужно оборудовать дезинфекционными ковриками, пропитанными специальными растворами. Для поения свиней и приготовления кормов следует использовать питьевую воду, а пищевые отходы – варить не менее 30 минут. Посещение территории подсобного хозяйства, на которой расположены свиноводческие помещения и самих помещений лицами, не занятыми в обслуживании свиней подсобного хозяйства, запрещается. При обслуживании свиней необходимо использовать чистую продезинфицированную рабочую одежду и обувь. Выходить в спец. одежде и спец. обуви, выносить их за пределы подсобного хозяйства – запрещается. Комплектование подсобных хозяйств допускается только здоровыми свиньями из специализированных свиноводческих предприятий, хозяйств, организаций, ферм, благополучных в ветеринарно-санитарном отношении, в соответствии с требованиями «Правил определения зоосанитарного статуса (компартмента) свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой свиней, переработку и хранение продукции свиноводства». Управление Россельхознадзора также напоминает, что ветеринарными правилами запрещается:
– подворный убой и реализация свинины без проведения предубойного осмотра и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и продуктов боя специалистами государственной ветеринарной службы;
– приобретение свиней без ветеринарных справок или свидетельств, подтверждающих благополучие места вывоза и наличие вакцинации против классической чумы;
– завоз свиней и продукции свиноводства из других регионов без согласования с государственной ветеринарной службой;
– утилизация трупов животных, отходов от их содержания и переработки на свалках в несанкционированных местной администрацией местах. Чтобы предотвратить занос заразных болезней свиней в личные подворья и фермерские хозяйства, собственникам стоит задуматься и с полной ответственностью отнестись к необходимости строгого соблюдения этих правил. При возникновении вспышки заболевания это убережет от ущерба, связанного с убоем и отчуждением свиней, запретом на реализацию и вывоз продукции свиноводства за пределы неблагополучной территории. Кроме того, возмещение стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства не производится в случае установления фактов нарушения ветеринарно-санитарных правил и предписаний должностных лиц, если это послужило причиной возникновения очагов особо опасных болезней или гибели животных, а также в случаях отказа граждан и юридических лиц от проведения плановых и противоэпизоотических мероприятий.
Личное подсобное хозяйство
Здравствуйте,содержу личное подсобное хозяйство в собственном дворе. Предполагаю, что пожаловались соседи, приезжала вет. служба произвести мониторинг условий содержания (из всего поселка только к нам). Муж во двор их не пустил и ничего не подписал. Теперь пришло письмо о плановой проверке с конкретной датой и временем. Указана ч 1. 1 КоАП РФ. Подскажите мои права в данной ситуации?
Уточнение от клиента
Какие документы (основания)они обязаны предоставить?
24 июня 2015, 08:34
24 июня 2015, 07:33, Елена, г. Краснодар
добрый день — они имеют в виду это –
ПРАВИЛА содержания сельскохозяйственных (продуктивных) животных в личных подсобных хозяйствах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, у индивидуальных предпринимателей на территории Краснодарского края
24 июня 2015, 07:45
Вопрос о ранее учтенной земле, в аренде, которую дали для личного подсобного хозяйства в 1993их-1998ых
Вопрос о ранее учтенной земле,в аренде,которую дали для личного подсобного хозяйства в 1993их-1998ых годах. документов никаких нет и не было. В похозяйственной книге есть отметка,что с такого то года земля в аренде есть для личного подсобного хозяйства. Землю дали отцу, через какое то время я начал им пользоваться и сажаю там посей день. Налоги на землю исправно платили и платим посей день. Каковы перспективы в оформление в собственность по приобретательной давности по последним изменениям закона. И есть ли какой то правовой статус земли если кто то хочет отобрать эту землю.
21 ноября 2021, 10:56, вопрос №3139269, Клиент, пгт. Вурнары
Каковы права и обязанности владельца ЛПХ при осуществлении проверки ветеринарной службой?
Распространяется ли действие ФЗ-№294 “О защите прав юридических лиц и ИП. ” на физлицо -владельца ЛПХ.
Ветслужба утверждает, что проверка ЛПХ проводится только с согласия владельца. Если не соглашаюсь – то ч. 1 ст. 1 КоАП РФ. Получается, что одна из сторон правоотношений лишена каких-либо прав вообще?
05 марта 2018, 20:50, Александр, г. Белгород
Надеюсь Вы понимаете, что органы ветслужбы проверки проводят исключительно с целью предотвращения эпизоотий. В этих целях они должны проверять в т. и владельцев ЛПХ, на которых не распространяются требования законодательства об обязательном предварительном уведомлении участников экономической деятельности (юр. лиц и ИП) о проводимой проверке.
Действительно воспрепятствование законной деятельности должностных лиц со стороны граждан порождает состав названного Вами административного правонарушения. Пример Постановление Самарского областного суда от 11. 2016 N 4а-1202/2015 Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 1 КоАП РФ за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения правонарушения и вина общества в совершении данного правонарушения доказаны, наказание назначено в пределах санкции ч. 1 ст. 1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного правонарушения.
06 марта 2018, 07:58
И какие у меня есть права и обязанности в данной ситуации?
Пришло письмо о состоявшейся передаче уступке прав требования задолжности в онлайн займе, что будет? На что они имеют и не имеют право!? И какие у меня есть права и обязанности в данной ситуации?
14 октября 2021, 17:08, вопрос №3115265, Мария, г. Москва
Права и обязанности членов садового товарищества
На садовода, подавшего заявление о приеме в члены Товарищества, но еще не принятого общим собранием (собранием уполномоченных), распространяются все права и обязанности членов Товарищества, за исключением участия в его органах управления получения информации об их деятельности и распоряжении общим имуществом. Несоблюдение заявившим о желании вступить в Товарищество обязанностей его членов может повлечь применение к нему мер воздействия, предусмотренных уставом для членов товарищества, и (или) может быть причиной принятия общим собранием решения об отказе в приеме его в члены Товарищества. Прошу дать разъяснение по данному пункту из устава снт и дать оценку законности
04 декабря 2021, 19:07, вопрос №3149774, ольга, г. Кропоткин
Какие права и обязанности в данной ситуации есть у покупателя и продавца?
Добрый день!
Ситуация такова
В интернет-магазине мототехники я увидел скутер, с ценой в 1 рубль (в наличии), я подумал, почему бы не оформить заказ с целью показать ошибку магазину
Но потом, я оплатил заказ (через сбербанк онлайн), мне пришли все чеки с описанием товара (на почту), так же был присвоен номер заказа и статус “оплачено”
Появились соответствующие вопросы
Получается я купил скутер?
И мне должны его доставить?
Спустя время в одностороннем порядке был отменен заказ и возвращены деньги под предлогом того, что товара нет в наличии
Письмо продавца – “Добрый день. Товара нет в наличии. Платеж отменен”
Изучив немного интернет по подобной теме, я пришел к выводу что с их стороны это неправильно, и что я оставляю за собой право получить свой товар, это так?
Так же я записал на видео весь процесс покупки и сайт с их правилами на момент совершения сделки
Обобщая все что я сказал выше, могу ли я рассчитывать на скутер? Если да то при каких условиях? Какие права и обязанности в данной ситуации есть у покупателя и продавца?
17 июля, 15:08, вопрос №3343463, Клиент, г. Новосибирск
Каковы мои права и обязанности?
Работаю вахтой в районе Крайнего севера. Срок беременности 13 недель. Я встала на учёт. Но работодателю справку ещё не принесла. Хочу ещё поработать один месяц, а потом уехать на межвахтовый отпуск, и потом в декрет. По фигуре не видно, что я беременна. Возникла ситуация, при которой сотрудники узнали о моей беременности. И теперь работодатель говорит об увольнении. Каковы мои права и обязанности?.
04 сентября, 05:43, вопрос №3391170, Елена, г. Санкт-Петербург
Здравствуйте! В части 16 ст. 10 Федерального закона от 26. 2008 N 294-ФЗ
(ред. от 03. 2016)«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
сказано, что О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны впункте 2 части 2 настоящей статьи, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
То есть, если решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки вынесено прокурором, то собственно не имеет значения каким образом Вас об этом уведомят лично под роспись или телеграммой.
А если внеплановая проверка проводится по жалобе потребителя или иных лиц, то вовсе уведомлять не обязаны.
То есть, игнорирование приглашения в Роспотребнадзор не решит проблему.
Напротив явившись Вы будете в курсе проблемы и сможете найти пути ее решения, а пока лишь догадки.
И, остается здесь, как видится, только одна спасительная возможность: обязанность уборки сухостоя землепользователем. Учет и клеймение сухих деревьев должно осуществлять зеленое хозяйство (зеленхоз, лесник, местная администрация). Однако, они вряд ли будут осуществлять клеймение КАЖДОГО сухого дерева, особенно в сельской местности.
Поэтому, чтобы перестраховаться, целесообразно письменно попросить зеленхоз (администрацию) заклеймить сухостой, направив ему соответствующее письмо – просьбу. Если ответа в течение 30 дней с момента получения данного письма, не произойдет, то, можно сказать, что повезло. Можно пилить все, что ни попадя.
Однако, работники зеленхоза (администрации) вполне даже могут отреагировать на просьбу и даже приехать для того, чтобы выполнить ее. Тогда – то дерево, которое необходимо спилить собственнику земельного участка, к их приезду должно стать сухим. Сделать это за неделю, естественно, затруднительно. Поэтому, видимо, к подобному повороту событий следует готовиться заранее.
К чему это все? Да к тому, что можно, разумеется, пойти и полностью официальным путем: попросить разрешение на вырубку, а то и порубочный билет. Не говоря уже о том, СКОЛЬКО времени займет все это действо, связанное с получением разрешения, отметим лишь, что его попросту могут и не дать. Если дерево угрожает опасности находящихся на нем лиц (или иных лиц) и построек, а также, если дерево является сорной растительностью (например, в Башкирии, это – американский клен), такое разрешение обычно выдают без проблем. А вот если это дерево иной породы, да еще и относящееся к ценным(!) – тут уже могут не помочь даже обещания, в том числе и письменные, посадить такое же дерево где-нибудь в другом месте.
Конечно, можно отказ обжаловать в суде. Но, судя по российской практике, известно, что судебные дела иной раз продолжаются не один год. Да еще и не факт, что суд удовлетворит иск.
Но, хорошо, допустим, разрешение на вырубку этого несчастного дерева, мешающего собственнику участка расширить свой дом, контролирующие органы все-таки (почему-то) согласились выдать. Без взятки это, как видится, маловероятно, но все же. Тогда стоит иметь в виду, что подобное разрешение также может иметь платный характер, причем не так уж дешево. В итоге дешевле, да и быстрее будет нанять тот же зеленхоз. Он, естественно, по своим, скажем так, весьма немаленьким, расценкам, уберет это дерево. Однако, стоимость подобной «уборки» может составлять 10 тысяч рублей и более (по ценам 2014 г.
А что же делать собственнику земельного участка, у которого выросло на участке большое дерево, но нет такой суммы? Или, сумма есть, но более целесообразно потратить ее на другие, более насущные цели? Тогда, разумеется, выхода два (да, два, не один).
И прокуратура (не она, так лесопатологи или зеленые, к примеру) тут же приедет, по горячим следам зафиксирует все происшедшее, так сказать, в миниатюре и выпишет штраф. Штраф – за то, что снос дерева на своем участке ИЖС, находящемся в собственности, осуществлен без разрешения.
А дальше то, что собственник земельного участка (равно как и любой землепользователь, собственником не являющийся) обязан осуществлять охрану деревьев, произрастающих на нем. А если не получилось (к примеру, дерево повредили неизвестные лица), то это уже проблемы СОБСТВЕННИКА, но никак не государства. Собственник должен был охранять зеленые насаждения, следить за их состоянием, своевременно принимать меры к их излечению, но не сделал этого в должной мере.
Недавно нам стало доступно содержание беседы одного собственника земельного участка и работника лесного хозяйства. По поводу того, где для человека проблемнее (в плане последствий) срубить дерево: в лесу или у себя на участке ИЖС. Так работник ответил: ну, если у себя на участке, то это для нас даже проще. Тогда уже точно знаем, кому штраф выписывать.
Ну, правда, как это водится в таких случаях, могут возникать разного рода прения на предмет форс-мажорных обстоятельств (разумеется, уже в суде). Типа, собственник принимал меры к охране, но, несмотря на это, деревья все равно повредились. Все так. Однако, в судебной практике немало ситуаций, когда лица (как физические, так и юридические) несли ответственность за то, что кто-то повредил деревья, росшие на земельных участках, которыми они пользовались (а также, быть может, владели и распоряжались). Словом, если у государства или работников, осуществляющих определенные государственные функции, появится желание обвинить собственника земельного участка ИЖС в незаконной (т. при условии отсутствия разрешения) порубке или повреждении деревьев, произрастающих на его участке, оно вполне может это сделать по совершенно законным основаниям.
Так что такие вот дела, друзья. Прежде, чем пилить мешающее Вам дерево на СВОЕМ личном участке ИЖС, принадлежащем Вам на праве собственности, неплохо будет вспомнить, что Вы живете в стране под названием РФ (если кто подзабыл, как расшифровывается эта аббревиатура, напомним: Российская Федерация). Следовательно, будет лучше, если заранее позаботиться о том, чтобы не было отрицательных последствий потом после такого спиливания, что может быть вызвано несовершенством законодательства. Ибо законы в этой стране есть такие, что применить их можно как в одну, так и в другую сторону. Ну, не все законы таковы, конечно. Имеются в виду те, которые регулируют, в частности, правомочность спиливания деревьев и кустарников собственником земельного участка, на котором они расположены.
Кстати говоря, за рубежом (В США, Германии, к примеру) тоже срубить дерево, произрастающее на участках, принадлежащих собственникам, ой как непросто. Об этом свидетельствуют, по меньшей мере, горячие дискуссии в интернете. Но там-то как раз все понятно и объяснимо. Скажем, взять Германию. Климат теплее нашего (следовательно, больше потребности в зеленых насаждениях), территория крохотная, места мало, деревьев – еще меньше. Понятно, что там власти стараются беречь КАЖДОЕ дерево, пока оно живет и здравствует. США – там достаточно жаркий климат, есть даже засушливые места. При бездумном истощении лесных ресурсов страна в немалой своей части рискует превратиться в пустыню.
Так вот. После этого, спустя небольшое (да-да, небольшое! Дело в том, что если ждать долго, то горелый лес несколько меняет свой цвет (на спиле) и становится синеватым; поэтому продать его стараются сразу же, пусть и подешевле) время в местную администрацию посылается от фирмы, занимающейся заготовками леса, письмо с просьбой разрешить очистить лесной участок от горелых деревьев. Администрация, естественно, соглашается. Ибо при таких обстоятельствах она попросту ОБЯЗАНА согласиться. Или же заняться очисткой горелого лесного участка за свой счет.
Так как лес горелый, цена его порубки назначается совсем небольшая (по предварительному сговору с фирмой или по каким-либо иным причинам – мы ничего сказать не можем). Ну, а потом туда приезжают люди, техника – и все. Вскоре очередная партия стволов деревьев готова к продаже. Кое-кто говорит, что, мол, администрация, естественно, в доле. На наш взгляд, это вполне возможно, но на данный момент недоказуемо. Хотя, можно было еще тут кое-что рассказать. Например, о том, в какую сторону изменились порядки на Алтае после того, как 7 августа 2005 года в автокатастрофе погиб губернатор алтайского края Евдокимов Михаил Сергеевич (см. , к примеру, Википедию). Но не будем этого делать. Кому интересно, съездите на Алтай лично сами (там, кстати, есть курорты европейского уровня, в той же Белокурихе), поговорите с местными жителями, посмотрите своими глазами, что там творится.
Так вот, что интересно – на Алтае? Заработные платы тамошних деревенских жителей – как бы это сказать, ну ОЧЕНЬ небольшие, даже по сравнению, скажем, с Башкортостаном, не говоря уже о какой-нибудь Москве. Но при этом некондиционную древесину – дрова они могут только купить (а не взять бесплатно) по немалой цене.
Дело в том, что нередки случаи, когда часть древесины не идет в дело (например, излишне долго пролежала после спиливания или некондиционная или еще что). Так эту древесину, думаете, людям раздают? Не-е. Автор статьи сам лично видел (дело было летом в 2008 г. ), как на окраине одного из алтайских сел дымилась ОГРОМНАЯ (высотой метров 4-6) свалка из деревьев. Вначале их краном складывали в большую кучу, потом попросту сжигали. Естественно, на окраине деревни, с соблюдением всех противопожарных норм. Правда, дым целыми днями идет по всей деревне, люди жалуются. Но, кому какая разница, кому там не нравится небольшой запах дыма? В нормативы укладывается, тем более, что не круглый год сжигаются некондиционные деревья. Не говоря о том, что кому-то там, видите ли, не хватает дров.
Причем, если человек решится сам, на своей машине, подъехать к свалке и напилить там деревьев (пока они не сгорели) для отопления своего дома, ему вполне законно могут выписать штраф. Нужны, мол, дрова – плати за кубометры, тогда можно забрать. А не платишь – они попросту будут сожжены. Дело личное.
А почему? Бесхозяйственность? Нет, конечно! Почему-то в современной России – чуть что произойдет не так, как должно быть, сразу СМИ начинают говорить о бесхозяйственности. На наш взгляд, дело тут всего лишь в том, чтобы ВЫНУДИТЬ людей отдать большую часть своих, и так скудных, заработных плат, на оплату стоимости дров. Не хотите? Ну, так сожжем. Ибо по закону все чисто: в деятельности тамошней администрации отсутствует состав правонарушения. Наоборот, вроде бы, занимаются благим делом: утилизуют некондиционную древесину, захламляющую леса.
Кстати, похожим образом обстоят дела, скажем, в Читинской области, да и не только там. В интернете есть об этом информация, есть жалобы местных жителей на, практически, невозможность осуществлять заготовки дров по приемлемым ценам.
Итак, как видно из проведенного анализа законодательства, дерево представляет собой объект права, статус которого достаточно высок. И в чем-то даже выше, чем, скажем, правовой статус животного. По крайней мере, с животным, проживающим на частном подворье, его владелец может поступить по своему усмотрению (разумеется, не издеваясь над ним, не создавая ему страданий, в противоположном случае может наступить даже уголовная ответственность, не говоря уже об административной). Причем, это может быть как домашнее, так и дикое животное (если оно, конечно, не относится к охраняемым законом видам). А вот с деревом, находящимся на частном земельном участке – ситуация посложнее. Ну, а если оно относится к виду, который охраняется законом – тогда ситуация ЕЩЕ сложнее. Самое интересное, что наличие на земельном участке деревьев (как, впрочем, и иных многолетних насаждений), если право собственности на них зарегистрировано, даже позволяет такой участок оформить в собственность владельца этих насаждений.