МОСКВА, 10 октября. /ТАСС/. Около 80% средств в рамках федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) в ближайшие три года будут направлены на завершение строительства почти 1,5 тыс. уже начатых объектов. Об этом сообщила в понедельник пресс-служба Минстроя России.
С 1 мая этого года ФАИП перешла от Минэкономразвития в Минстрой. Программа включает в себя объекты капстроительства, финансирование строительства, реконструкция или приобретение которых осуществляются с участием федерального бюджета.
“Предусматривается, что в ближайшие три года на реализацию ФАИП будут направлены порядка 80% средств на завершение строительства 1 497 уже начатых (переходящих) объектов и около 20% – на начало 814 новых объектов”, – говорится в сообщении.
В министерстве уточнили, что проект ФАИП на 2023 год и на плановый период 2024-2025 годов, включая показатели планируемых бюджетных инвестиций в 2026 и 2027 годах, уже разработан.
Ранее министр строительства и ЖКХ России Ирек Файзуллин на открытом диалоге в Совете Федерации рассказывал, что финансирование ФАИП, рассчитанной на пять лет, составит 4,7 трлн рублей.
Как сообщалось, на базе федеральной адресной инвестиционной программы с 2023 года будет формироваться комплексная государственная программа “Строительство”. Ее главные цели – ввод в эксплуатацию не менее 99% объектов капитального строительства и сокращение количества недостроев не менее чем в два раза от включенных в федеральный реестр к 2027 году.
МОСКВА, 11 декабря. /ТАСС/. Глава Минэкономразвития Максим Решетников утвердил федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, объем средств на 2021 год составляет 846,3 млрд рублей. Об этом говорится в сообщении министерства.
Отмечается, что объем средств на на 2022 год составляет 885,8 млрд рублей, на 2023 год – 925,8 млрд рублей. В рамках ФАИП предусмотрена реализация более 1,1 тыс. инвестиционных проектов, в том числе более 1 тыс. адресных объектов капитального строительства. Кроме того, программа предполагает строительство и реконструкцию около 100 учреждений здравоохранения, из них 17 онкологических центров, три инфекционные и четыре туберкулезные больницы.
“В ходе формирования ФАИП все предложения рассматривались коллегиально – на заседаниях правительства РФ и рабочих группах Минэкономразвития России, включающих представителей Минфина России, аппарата правительства РФ, коллегии ВПК и заинтересованных ведомств. Программа показала себя эффективным инструментом государственного инвестирования несмотря на сложившуюся эпидемиологическую обстановку из-за развития новой коронавирусной инфекции”, – отметил заместитель министра экономического развития Сергей Назаров.
Также программой запланировано более 50 объектов федеральных и региональных аэропортов (Московский транспортный узел, Новосибирск, Магнитогорск, Якутск, Петропавловск-Камчатский, Грозный). “Начнется и продолжится строительство и реконструкция более 60 объектов морского и речного транспорта, более 121 участка автомобильных дорог федерального значения, мостов и путепроводов. Планируется берегоукрепление и защита от наводнений, в том числе в Комсомольске-на-Амуре. Строительство и реконструкция более 40 образовательных учреждений, 30 крупных объектов в сфере культуры и 20 объектов в сфере спорта”, – указывают в Минэкономразвития.
Отмечается, что ежегодно в ФАИП включается не больше 100-150 новых объектов, остальные объекты являются переходящими, т.е. ранее уже реализуемыми в рамках программы. При этом вводится в эксплуатацию ежегодно 200-300 объектов, что способствует снижению объемов незавершенного строительства.
В Минэкономразвития отмечают, что ФАИП является одним из самых эффективных инструментов в борьбе с “несанкционированной незавершенкой”. На начало 2020 года было зафиксировано более 74 тыс. объектов незавершенного строительства, при этом по-настоящему проблемными являются объекты, строительство которых приостановлено (“брошенные” объекты) – их около 6 тыс. “И только менее 1% таких объектов адресно финансировалось ранее за счет ФАИП. С помощью инструментов Минэкономразвития осуществляет регулярный контроль за объектами, в том числе ввод которых не был осуществлен в установленные сроки в отчетном финансовом году. Таким образом, ФАИП является единственным действенным инструментом, позволяющим не “плодить” новые брошенные объекты”, – отметил Назаров.
Цель федеральной адресной инвестиционной программы – создание условий для ускорения социального развития страны, в том числе на развитие системы здравоохранения, образования, культуры, обеспечение жильем граждан, улучшение демографической ситуации, создание условий для экономического роста за счет развития транспортной, инженерной, информационно-коммуникационной, производственной инфраструктуры.
Министерство экономики РФ. Утверждена Федеральная адресная инвестиционная программа на 2021–2023 годы
Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП) на 2021–2023 годы утверждена главой Минэкономики Максимом Решетниковым — в общей сложности на реализацию 1,1 тыс. инвестиционных проектов за трехлетку планируется потратить почти 2,7 трлн руб. бюджетных средств. По сравнению с 2020 годом расходы на госстройки в целом выросли всего на 1% (то есть с учетом инфляции — сократились). При этом существенный рост финансирования в 2021 году заложен по объектам из нацпроектов — сразу на 34%.
Минэкономики утвердило ФАИП на следующую трехлетку. Эта программа объединяет бюджетные расходы на государственные стройки, и ее стоимость составляет почти 2,7 трлн руб. В 2021 году объем финансирования составит 846 млрд руб., это на 1% больше, чем в этом году.
Почти половина заложенных на следующий год средств выделяется на объекты, необходимые для реализации нацпроектов — 376,2 млрд руб., это сразу на треть (на 34%) выше показателя этого года (291,2 млрд руб.).
Более всего средств, как и прежде, будет потрачено на реализацию Комплексного плана расширения и модернизации инфраструктуры — 153,8 млрд руб. в 2021 году. При этом объем его финансирования в рамках ФАИП несколько сократился (сейчас — 179,6 млрд руб.). В рамках плана, в частности, запланировано развитие Мурманского транспортного узла (9,7 млрд руб.).
Другое дорогостоящее направление ФАИП — нацпроект “Безопасные и качественные дороги”. На предусмотренные им объекты в 2021 году выделяется 95,5 млрд руб., притом что в этом году на это было заложено всего 0,2 млрд руб. Среди наиболее значимых расходных статей — строительство и реконструкция участков федеральных трасс М10 “Скандинавия” (6,7 млрд руб.) и М18 “Кола” (5,9 млрд руб.).
Внушительные средства выделяются и на объекты в рамках нацпроектов “Наука” (26,1 млрд руб. против 6,4 млрд руб. в этом году) и “Жилье и городская среда”, на который в этом году средства в рамках ФАИП не были предусмотрены (в 2021-м — 26 млрд руб.). В рамках некоторых нацпроектов финансирование объектов в ФАИП, напротив, снизится по сравнению с этим годом — это, например, “Здравоохранение” (20,5 млрд против 23 млрд руб.) и “Демография” (21,9 млрд против 25,3 млрд руб.).
Всего на 2021–2023 годы ФАИП предусмотрена реализация 1,1 тыс. инвестиционных проектов.
Запланировано строительство и реконструкция более 50 аэропортов, 40 образовательных и почти 90 медицинских учреждений. В год будет вводиться 200–300 объектов — это, полагают в Минэкономики, поспособствует снижению числа объектов незавершенного строительства.
Впрочем, в оценках эффективности ФАИП именно как инструмента борьбы с “незавершенкой” Минэкономики сильно расходится со Счетной палатой. Госаудиторы видят риски появления “незавершенки” в самом порядке формирования ФАИП (см. “Ъ” от 19 ноября) — в частности, из-за того, что в программу, как и ранее, включаются объекты, не готовые к началу строительства (например, без утвержденной проектной документации). В Минэкономики с этим не согласны, отмечая, что из 6 тыс. проблемных объектов менее 1% финансировалось ранее за счет ФАИП. Включение же проектов только при наличии утвержденной проектной документации “приводит к искусственному затягиванию начала работ минимум на год” — это создает риски удорожания проекта и появления “вечных строек”, поясняют в ведомстве.
Генеральный директор фонда “Институт экономики города” Александр Пузанов отмечает, что сейчас власти исходят из того, что в 2021 году российская экономика будет восстанавливаться и начнет расти. Поэтому, несмотря на снижение доходов бюджета, инвестрасходы не сокращаются — например, их существенно наращивает в своей инвестпрограмме Москва. Эксперт считает, что роль ФАИП сейчас недооценивается и у этого документа есть потенциал для улучшения госуправления: “Проблема координации стратегических планов высвечивается в ФАИП — в привязке к конкретной территории можно посмотреть, стыкуются ли планы по их развитию и реализации нацпроектов”.
Возврат к списку
1. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации или на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой.
В соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой осуществляется также предоставление из федерального бюджета:
субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) или на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъектов Российской Федерации (муниципальную собственность);
бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества либо в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ указанных юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких дочерних обществ, и (или) на приобретение такими дочерними обществами объектов недвижимого имущества;
субсидий юридическим лицам, 100 процентов акций (долей) которых принадлежит Российской Федерации, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества;
субсидий государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям, включая субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, в том числе подлежащих в соответствии с пунктом 12 статьи 78.3 настоящего Кодекса передаче в государственную собственность Российской Федерации, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества либо в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, акции (доли) которых принадлежат указанным государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества или для последующего предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ таких юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных дочерних обществ, и (или) на приобретение указанными дочерними обществами объектов недвижимого имущества.
Положения настоящего пункта не распространяются на объекты капитального строительства и объекты недвижимого имущества, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется:
за счет субсидий и бюджетных инвестиций, предоставляемых организациям железнодорожного транспорта, в случаях, предусмотренных актами Правительства Российской Федерации;
за счет субсидий на осуществление деятельности по организации строительства (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования федерального значения, переданных (подлежащих передаче) в доверительное управление;
за пределами территории Российской Федерации.
2. Формирование федеральной адресной инвестиционной программы осуществляется с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом и федеральными законами, регулирующими инвестиционную деятельность в Российской Федерации.
3. Порядок формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы устанавливается Правительством Российской Федерации.
1. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации и предоставление субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации или на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации, а также бюджетные инвестиции и предоставление субсидий на подготовку обоснования инвестиций и проведение его технологического и ценового аудита, если подготовка обоснования инвестиций в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательной, осуществляются за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой.
субсидий государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям, включая субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний, в том числе подлежащих в соответствии с пунктом 12 статьи 78.3 настоящего Кодекса передаче в государственную собственность Российской Федерации, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества либо в целях предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, акции (доли) которых принадлежат указанным государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности таких юридических лиц, и (или) на приобретение ими объектов недвижимого имущества или для последующего предоставления взноса в уставные (складочные) капиталы дочерних обществ таких юридических лиц на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства, находящиеся в собственности указанных дочерних обществ, и (или) на приобретение указанными дочерними обществами объектов недвижимого имущества.
за счет субсидий и бюджетных инвестиций, предоставляемых организациям железнодорожного транспорта, организациям, реализующим инвестиционные проекты в сфере туризма, в случаях, предусмотренных актами Правительства Российской Федерации;
за счет субсидий и бюджетных инвестиций, предоставляемых на финансовое обеспечение затрат на уплату лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга), предусматривающему по окончании срока действия указанного договора приобретение объекта недвижимого имущества, являющегося предметом лизинга, в собственность лизингополучателя;
Минэкономразвития утвердило федеральную адресную инвестиционную программу на 2021-2023 годы
Андрей Гордеев / Ведомости
Министр экономического развития России Максим Решетников утвердил федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг., говорится в сообщении Минэкономразвития.
Согласно пояснительной записке к ФАИП (есть у «Ведомостей»), государство планирует направить на инвестиционные проекты в 2021 г. – 846,3 млрд руб., в 2022 г. — 885,8 млрд руб., а в 2023 г. — 925,8 млрд руб. — итого 2,658 трлн руб. Программой предусмотрены инвестиции на реализацию 1,1 тыс. инвестпроектов, в том числе более 1 тыс. адресных объектов капитального строительства.
Замминистра экономического развития Сергей Назаров сообщил «Ведомостям», что ФАИП прежде всего является инструментом в борьбе с «несанкционированной незавершенкой». На начало 2020 г.,по данным Минэкономразвития, было зафиксировано более 74 тыс. объектов незавершенного строительства.
«При этом по-настоящему проблемными являются объекты, строительство которых приостановлено (“брошенные” объекты) — их около 6 тыс.. И только менее 1% таких объектов адресно финансировалось ранее за счет ФАИП», — отметил Сергей Назаров.
В марте премьер Михаил Мишустин раскритиковал исполнение федеральных целевых программ (ФЦП) и ФАИП, сообщала газета «Коммерсантъ». Основания для претензий к исполнению ФЦП и ФАИП были в том, что выделенные на них деньги расходуются «недопустимо медленно».
По исполнению ФАИП данные представила Счетная палата: выделенные средства израсходованы на 76% (против 82% в 2018 г.). Это стало худшим показателем за последние 16 лет, отмечали в СП. К началу этого года в эксплуатацию было введено лишь 47% запланированных на 2019 г. объектов — 148 из 315 (в 2018 г. — 42,6%).
При этом объём неисполненных бюджетных средств по итогам 2019 г. составил 1,120 трлн руб., то есть в полтора раза увеличились остатки, подлежащие использованию в очередном финансовом году на те же цели. Наибольший объём остатков был установлен по разделам «Национальная экономика» (253,8 млрд руб.), «Национальная оборона» (235,3 млрд руб.) и «Общегосударственные вопросы» (229,4 млрд руб.).
На что будут выделены средства
Строительство объектов дорожного хозяйства традиционно является самой дорогой статьей расходов бюджетных средств — за три года на них выделят 579,2 млрд руб. В 2021-2023 гг. будет осуществляться строительство и реконструкция около десяти автомобильных магистралей и федеральных трасс; В том числе, трасс М-10 «Россия», М-5 «Урал», М-8 «Холмогоры», А-181 «Скандинавия», М-7 «Волга», Р-217 «Кавказ», М-4 «Дон» и др.
В 579,2 млрд руб. также входят затраты на реконструкцию и развитие московских аэропортов Шереметьево и Домодедово, а также ряда региональных аэропортов в Якутии, Чечне, Удмуртии, Челябинской обл., Новосибирске, Мурманске и проч. На развитие воздушного и железнодорожного транспорта предлагается направить за три года 109,2 и 173,9 млрд руб. соответственно.
Развитие объектов речного и морского транспорта
Вторая по объему затрат статья расходов — инвестиции в объекты речного и морского транспорта. На них в 2021-2023 гг. государство выделит 371,8 млрд руб. Инвестиции предполагаются в создание сухогрузного района морского порта «Тамань», развитие транспортного узла «Восточный – Находка», комплекс береговой и морской инфраструктуры в морском порту «Геленджик», строительство грузопассажирских судов и ледокола для обеспечения круглогодичной работы замерзающих морских портов Дальневосточного бассейна, строительство паромов для железнодорожной паромной переправы Усть-Луга – Балтийск и строительство Багаевского гидроузла на р. Дон в Ростовской обл.
Также инвестиции подразумевают и строительство морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае и строительство объекта «Терминал сжиженного природного газа и стабильного газового конденсата.
Строительство жилья и объектов ЖКХ
Третья по объему расходования статья в ФАИП — жилищное и коммунальное строительство. Правительство предлагает продлить программу по обеспечению жильем военнослужащих, силовиков и сотрудников органов исполнительной власти. Программой также предполагается строительство новых общежитий ВУЗов, студенческих городков для иностранных и иногородних студентов и научно-педагогических работников. Всего на развитие жилищного и коммунального строительства предусматриваются инвестиции в размере 361,1 млрд руб. за три года.
Строительство и реконструкция объектов здравоохранения, социальной защиты, культуры и образования
ФАИПом предлагается вложить 253 млрд руб. на строительство более 40 объектов здравоохранения, социальной защиты и спортивных объектов. Предполагается строительство онкологических диспансеров, медицинских научных исследовательских институтов, а также детских и взрослых стационаров. «Строительство и реконструкция социально значимых медицинских учреждений позволят повысить качество оказания медицинских услуг, предоставляемых населению, в том числе высокотехнологичной специализированной медицинской помощи, а также продолжить ряд перспективных научных исследований в области здравоохранения, не имеющих аналогов в мире», — говорится в пояснительной записке.
Программа также подразумевает повышения качества жизни пожилых людей и людей с ограниченными возможностями в организациях соцобслуживания. «Реализация инвестиционных проектов Роспотребнадзора будет способствовать решению задач по профилактике заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения», — отмечается в пояснительной записке.
Культурное образование государство хочет развивать при помощи создания центров культурного развития в городах с числом жителей до 300 тыс. человек. Также госинвестиции пойдут на реновация федеральных учреждений отрасли культуры, модернизация региональных и муниципальных театров юного зрителя, а также строительства и реконструкция культурно-досуговых учреждений в сельской местности.
Инвестиции также пойдут на строительство и реконструкцию объектов государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, реконструкцию Политехнического музея, завершение строительства музейного комплекса Третьяковской галереи, строительство Новой сцены Академического Малого драматического театра – Театра Европы, строительство комплекса зданий производственной базы и фондохранилища Эрмитажа; музейно-выставочного комплекса московского Кремля и проч. Инвестиции в строительство культурных объектов за три года составят около 61,3 млрд руб.