Как работают и зачем они нужны при экспорте
Информационная система «Цербер», созданная в 2016 году, предназначена для контроля и учета Центральным аппаратом Россельхознадзора деятельности местных производителей и участников ВЭД в области ветеринарного контроля. После вступления в силу регламентов Таможенного Союза, которые определяют требования к продукции животного происхождения, все организации-производители и переработчики подконтрольных системе «Цербер» товаров, обязаны свои данные в реестры АИС «Цербер».
Основной задачей системы является выявление случаев несоответствия подконтрольной продукции показателям безопасности, обеспечение нормативной и правовой документацией, формирование единой базы хозяйствующих субъектов и, что не менее важно, сокращение бумажного документооборота.
К основным товарам, подлежащим контролю со стороны системы «Цербер», относятся убойные предприятия, предприятия- переработчики молока, яиц, рыбы, сыра, меда и т.д.
В рамках Информационной Системы «Цербер» была создана единая Федеральная государственная информационная система «Меркурий», использование которой в полной мере вступило в силу и стало обязательным в июле 2018 года. К ее основным пользователям относятся производители и дистрибьюторы товаров, которые поднадзорны Госветконтролю: птицефабрики, производители молока, молочных продуктов, а так же торговые сети и розничные магазины.
На примере поставка товар через систему «Меркурий» выглядит следующим образом: при реализации товара производитель под своим аккаунтом создает электронный ВСД, сформированный во ФГИС «Меркурий», который имеет свой уникальный идентификатор UUID. После получения товара, основываясь на накладной от поставщика и электронный ВСД, выданный поставщиком, получатель товара обязан «погасить» их у себя путем проведения соответствующей процедуры и создания нового ВСД. Предполагается, что такая схема движения электронной документации позволит отследить процесс движения подконтрольных товаров с целью недопущения фальсификации с составом продукции, контроль над которым осуществляется в соответствии с Техническим регламентом Таможенного Союза о безопасности пищевой продукции (ТР ТС 021/2011). Самое важное, что система полностью исключает возможность работы с нелегальной продукцией.
Для того, чтобы упростить процедуру оформления ВСД, была придумана система интеграции «Меркурия» с учетной системой, например с программой 1С.
В настоящий момент юридическим лицам, нарушающим правила переработки, хранения и реализации товаров, подлежащих контролю системы «Меркурий», предусмотрена система штрафов, размеры которой колеблются от 10 000 руб. до 20 000 руб. (ст. 10.8 КоАП РФ).
Уральская внешнеторговая компания занимается экспортом товаров российского производства. В номенклатурной группе экспортируемых нами товаров помимо оборудования, запасных частей, строительных материалов и спецтехники, находятся так же продукты питания: молочная продукция, колбасная продукция, снеки, рыба и пр. Наши специалисты помогут Вам оформить всю экспортную документацию, мы примем у Вас товар в «Меркурии» по всем правилам и экспортируем его за рубеж!
Мы работаем с ИС «Цербер», знаем как качественно провести экспортную сделку, возместить НДС поставщику или сделать скидку покупателю и это является нашим основным преимуществом!
Минсельхоз предлагает внести поправки в закон «О ветеринарии», введя обязательную регистрацию российских экспортеров животноводческой продукции в специальном реестре электронной информационной системы Россельхознадзора «Цербер».
Предполагается, что новые правила обеспечат прозрачную и удобную для всех систему контроля безопасности товаров животного происхождения, поставляемых за рубеж. Предлагаемая система также позволит избежать необоснованных претензий к российским экспортерам со стороны ветеринарных служб ряда стран и сэкономить время, сообщается в пояснительной записки к документу. Процедура согласования экспортных поставок с некоторыми странами может длиться годами, подтвердила в интервью изданию «Ветеринария и жизнь» Дарья Исакова, начальник Управления ветеринарного надзора при экспортно-импортных операциях, на транспорте и международного сотрудничества Россельхознадзора. Например, процедурные вопросы в отношении экспорта российской животноводческой продукции в Китай решались более семи лет. С Евросоюзом условия поставок согласовывали шесть лет. Затягивание процесса «в корне противоречит поставленной руководством страны задаче по наращиванию экспортного потенциала», сказано в пояснительной записке к законопроекту. Важно, что единые, четкие и прозрачные требования к обследованию российских компаний, желающих экспортировать животноводческую продукцию, предусмотрены и правилами Всемирной торговой организации (ВТО). Однако нормам ВТО не противоречит и заключение отдельных международных договоров. Такой механизм будет сохраняться для взаимодействия со странами, законодательством которых это предусмотрено, либо если такая договоренность достигнута в ходе межведомственного взаимодействия, уточнила Дарья Исакова. Дарья Георгиевна, что конкретно предлагается изменить в системе оценки российской экспортной животноводческой продукции? Дарья Исакова: Параметры оценки продукции в любом случае зависят от требований государств-импортеров. Но благодаря единой информационной системе результаты оценки смогут увидеть российские компетентные органы, их можно будет представить международным аудиторам. Система «Цербер» даст возможность контролировать движение продукции, в том числе на экспорт. Россельхознадзор уже ведет реестр экспортеров животноводческой продукции. Для включения в реестр предприятию необходимо подать заявку в Россельхознадзор на поставки за рубеж определенных видов продукции. Затем от государства-импортера Россельхознадзор получает требования для этой конкретной продукции. Территориальные управления Россельхознадзора проводят аттестацию предприятий-экспортеров, и затем компании вносятся в реестр экспортеров. Этот реестр представлен в системе «Цербер» и называется реестром экспортеров. В целом «Цербер» содержит данные о хозяйствующих субъектах Российской Федерации, попадающих под ветеринарный надзор, в том числе реестр экспортеров, реестр Таможенного союза. Однако функционирование реестра экспортеров в «Цербере» пока не закреплено в российском законодательстве, не все отраженные в системе данные возможно представить на международном уровне. Кем, как и с какой периодичностью будут обследоваться предприятия-экспортеры для внесения в реестр? Дарья Исакова: Предприятия-экспортеры будут обследоваться сотрудниками государственной ветеринарной службы Российской Федерации. Обследование предприятий станет проводиться на безвозмездной основе с целью подтверждения выполнения требований стран-импортеров. Аттестуя предприятие в качестве экспортера, Россельхознадзор гарантирует соблюдение этим предприятием требований страны-импортера. Проверки могут быть документарными. В этом случае специалистами исследуются предоставленные предприятиями документы. Другим механизмом является комиссионное обследование. Периодичность проверок зависит среди прочего и от требований страны-импортера, прописанных в ее законодательстве. Отдельные страны требуют проведения повторных обследований, то есть не только в момент прохождения аттестации, но и уже после начала поставок продукции на свой рынок. Например, Китай планирует ввести нормы по ежегодному переподтверждению аттестации предприятий, поставляющих в него животноводческую продукцию. Евросоюз требует проводить проверки предприятий один раз в два года. Направлять комиссии на предприятия поставщики могут представители стран-импортеров. Обследования также проводятся при выявлении в продукции предприятия несоответствий требованиям стран-импортеров. Например, это может касаться выявления антибиотиков, гормонов и других запрещенных веществ. Поводом для обследования предприятия могут быть и изменения в законодательстве страны-импортера. Есть страны с относительно мягкими требованиями к контролю ввозимой к ним продукции. Например, африканские государства. Для тех стран, которые не выдвигают специфических условий к производству и контролю продукции животного происхождения в России, обследование предприятия будет проводиться в режиме документарного контроля, если в текущем календарном году предприятие уже обследовали. Такой порядок сейчас разрабатывается. Какие документы будут получать производители в результате введения единых требований? Дарья Исакова: По результатам аудита предприятия будет составляться акт обследования. Кроме того, могут дополнительно заполняться акты по форме, разработанной страной-импортером. Это могут быть анкеты, досье и прочие документы. Также полученная информация станет вноситься в государственную информационную систему в сфере ветеринарии «ВетИС» (в нее входят и система «Цербер», и известная всем система «Меркурий», и ряд других информационных систем Россельхознадзора). Может ли обязательная регистрация в системе «Цербер» быть сопряжена с какими-то дополнительными сложностями по оценке продукции? Дарья Исакова: Как уже было отмечено ранее, система оценки продукции формируется на основании требований стран-импортеров. Но не думаю, что обязательная регистрация в «Цербере», если соответствующие поправки в закон будут приняты, вызовет сложности у добросовестных экспортеров животноводческой продукции, которые и так уже пользуются системой. Тем, кто будет регистрироваться впервые, конечно, придется приложить дополнительные усилия на начальном этапе. Однако в результате, надеемся, будет проще и удобнее для всех – механизмы аттестации продукции на экспорт станут прозрачными, процедуры – предсказуемыми. Какие основные претензии сегодня возникают у стран, импортирующих российскую животноводческую продукцию? Дарья Исакова: Претензии, которые получает Россельхознадзор в отношении российской животноводческой продукции, преимущественно касаются выявления запрещенных и вредных веществ по результатам лабораторных исследований, к ним относятся в том числе антибиотики и прочие антимикробные вещества; также нормируются патогенные микроорганизмы. Кроме того, Китай недавно предъявил претензию относительно органолептических показателей – внешнего вида куриных лап, которые туда поставляют российские предприятия. Есть ли узаконенные аналоги «Цербера» в других странах? Дарья Исакова: Многие страны с развитой системой ветеринарного надзора сегодня ведут национальные реестры экспортеров продукции животного происхождения. Кроме того, многие страны ведут реестры зарубежных предприятий, которые имеют право на поставку продукции в ту или иную страну. Эти реестры составляются на основе обследований, проведенных ветеринарной службой страны-импортера, и предоставленной информации. Такие требования установлены, например, в Евросоюзе, Вьетнаме, Бразилии, Сингапуре, на Кубе, Филиппинах, а также в странах Персидского залива. При этом процедура регистрации российских предприятий в реестрах стран-импортеров может быть очень сложной и включать более 10 ступеней. Представители страны-импортера приезжают в Россию, изучают систему ветнадзора и конкретные предприятия. Россельхознадзор принимает более 20 делегаций иностранных инспекторов в год. Регистрация наших предприятий в реестре импортеров Китая длилась около семи лет. С европейцами согласовывали условия поставок шесть лет. Сейчас КНР, Вьетнам, Республика Корея еще и включают в свои реестры российские предприятия под гарантии Россельхознадзора. Введение единой системы «Цербер» должно упростить и ускорить экспортные процессы. Прогноз по экспорту животноводческой продукции по итогам 2020 года Дарья Георгиевна, какие группы экспортируемых товаров животного происхождения могут показать наибольший рост по итогам 2020 года? С чем это связано? Дарья Исакова: В текущем году отмечается рост поставок российской мясной продукции на рынки третьих стран. В первую очередь это связано с увеличением количества российских предприятий, получивших право на поставки свинины и мяса птицы в Азию и продукции птицеводства в страны Персидского залива. Кроме того, Россия получила право на экспорт говядины в КНР. Какая российская животноводческая продукция будет наиболее перспективна для экспорта в ближайшие годы и почему? Дарья Исакова: Российская продукция оценивается многими зарубежными партнерами как безопасная и экологически чистая. Наиболее перспективным традиционно является экспорт рыбопродукции. В основном Россия поставляет на мировой рынок промысловую рыбу, которая высоко ценится ее зарубежными потребителями. Однако должна отметить, что негативным фактором для экспортного потенциала российской мясной продукции является нестабильная эпизоотическая ситуация по ряду болезней животных – африканской и классической чуме свиней, препятствующей экспорту свинины, болезни Ньюкасла, которая может негативно отражаться на экспорте мяса птицы. При этом большой экспортный потенциал имеет готовая продукция – как мясная, так и молочная. Этот товар, обладая высокой добавленной стоимостью, несет наименьшие эпизоотические риски. Поэтому получить право на экспорт такой продукции можно быстрее и проще. В целом у российской переработанной животноводческой продукции большой экспортный потенциал. Однако, к сожалению, пока отечественные предприятия используют его слабо. Это доказывает и статистика. Например, экспорт готовой мясной продукции с 2017 по 2019 год увеличился всего на 9%, а молочной даже снизился на 7%. В этом году сложностей добавила ситуация с пандемией. С начала года экспорт готовой мясной продукции снизился на 18%, молочной – на 39% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
ИСАКОВА Дарья Георгиевна — начальник Управления ветеринарного надзора при экспортно-импортных операциях, на транспорте и международного сотрудничества Россельхознадзора.
Родилась в 1987 году на Украине. В 2009 году окончила ветеринарно-санитарный факультет Московского государственного университета прикладной биотехнологии по специальности «ветеринарно-санитарная экспертиза». В 2010 году начала работать специалистом в ФГБУ «ВГНКИ» Россельхознадзора. С 2011 года прошла путь от специалиста до начальника управления Россельхознадзора. Награждена медалью 3-й степени «За вклад в создание Евразийского экономического союза».
В системе «Цербер» Россельхознадзора на экспорт аттестованы и имеют право поставок 254 молокоперерабатывающих предприятия. Об этом рассказала руководитель Молочного союза России Людмила Маницкая в ходе «круглого стола» «Экспорт российской продукции АПК. Достижения и проблемные вопросы», сообщили The DairyNews в пресс-службе организации.
По ее словам, это всего 5,5% от всех предприятий, внесенных в реестр экспортеров животноводческой продукции. Причем, поставляют только 159 предприятий. Из них значимые поставки (от 100 тонн) осуществляют только 53 предприятия.
— Если сравнить досанкционный период и 2019-й год, то молока и молочной продукции по данным ФТС России в 2019 году мы поставили на сумму 249 млн. долл США. Это на 25% меньше, чем в 2014 году. И все же в 2019 году — это самый высокий показатель экспортной торговли молочкой за 5 «санкционных» лет, — отметила Людмила Маницкая. — В первое полугодие 2020 года мы поставили почти 100 (99,8) тыс. тонн молока и молочной продукции (примерно около 100 тыс. т. в пересчете на сырое молоко), что на 36% больше (73,1 тыс. т.) аналогичного периода 2019 года. В 2020 году Россия получила право поставок молочной продукции в 60 стран. Фактически экспорт осуществлялся только в 17 стран. Наибольший объем (72%) молочной продукции поставляется в Беларусь, Украину и Казахстан.
Если проанализировать экспорт молока и молочной продукции в другие страны по август (за 8 месяцев), то он снизился, в том числе в Китай (до 248 тонн в августе 2020 года, в сравнении с августом 2019 года — 984 тонн), за исключением сыров и творога (увеличение на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
Площадка «Цербер» – один из компонентов ФГИС «ВетИС», которая действует в области оборота товаров, подлежащих обязательному ветеринарному надзору. Оператором системы (сокращенное название – АИС) является Россельхознадзор (далее по тексту – РСХН).
Регистрация площадок в системе «Цербер» обязательна для всех субъектов хозяйствования (российских изготовителей и поставщиков импортной продукции), деятельность которых связана с реализацией молока и молочных продуктов, рыбы и рыбных продуктов, а также продукции животноводства, пчеловодства и иных подконтрольных товаров.
Зачем нужно регистрироваться в АИС?
С 01.07.2018 г. обязательным требованием законодательства является электронная форма оформления ветеринарных сопроводительных документов (сокращенно эВСД). Минсельхоз РФ утвердил 18.12.2015 г. в Приказе № 648 полный перечень товаров, на которые требуется оформить эВСД. Приказом № 193 от 15.04.2019 г. Минсельхозом были внесены изменения, поэтому документ действует в новой редакции.
Чтобы оформить эВСД, хозяйствующий субъект должен пройти регистрацию на площадке «Меркурий», которая включена в состав ФГИС «ВетИС», действующей в области ветконтроля.
АИС «Меркурий» позволяет проводить сертификацию подконтрольной продукции в области ветеринарии, прослеживать путь перемещения груза в пределах РФ. Это необходимо, чтобы обеспечить функционирование единой информационной базы с целью создания биологической безопасности пищевых продуктов.
Также в комплекс ФГИС входит компонент «Аргус», позволяющий участникам оборота автоматизировать процедуру анализа заявок, позволяющих импортировать, экспортировать и осуществлять транзитные операции для товаров и сырьевых материалов животного происхождения. С помощью базы данных предприятие или физ. лицо получает разрешение на ввоз / транзит / вывоз подконтрольного груза или отказ.
Регистрация в системе «Цербер» дает возможность контроля и ведения учета операций в области госветнадзора, которые имеют юридическую значимость. Контроль и учет совершается посредством автоматизации процессов, связанных со сбором сведений о поднадзорных объектах и их анализом, на всех стадиях надзорных мероприятий. Учет /контроль указанных мероприятий сопровождаются оформлением соответствующей документации.
Целями создания реестра являются:
Таким образом, целью получения доступа к «Цербер» является формирование единой базы данных об изготовителях и производствах, которые зарегистрированы в прочих компонентах ФГИС «ВетИС». Это обеспечивает систематизацию всех сведений и исключение дублирования одной площадки несколькими хозяйствующими субъектами. Система не только накапливает информацию о пользователях, но и способствует взаимодействию между ними.
Особенности и принципы работы компонента «Цербер»
АИС включает в себя два реестра, в которых указывается информация:
Также в системе находятся публичные реестры, в которые вносится информация о правилах перевозки, данные о разработанных карантинных мероприятиях, направленных на предотвращение распространения болезней животных и др. Сайт с реестрами регулярно обновляется.
Платформа состоит из нескольких блоков, которые содержат:
Принцип действия ФГИС заключается в следующем:
Как получить доступ к системе?
Доступ к системе «Цербер» должны получить все участники рынка, деятельность которых связана с обязательным ведением эВСД. Без регистрации реализация запрещена! Важное требование – наличие электронно-цифровой подписи.
Пользователями АИС могут быть:
Получить доступ к системе можно с помощью:
Для получения реквизитов доступа к системе «Аргус» заявитель обращается в ветеринарное управление по месту ввоза / вывоза поднадзорных товаров. При регистрации через открытую площадку «Цербер», и наличии электронно-цифровой подписи, реквизиты доступа представляются сразу для компонентов «Меркурий» и «Аргус».
Чтобы получить помощь в регистрации и избежать ошибок, обращайтесь к экспертам портала через форму для обратной связи. Консультации бесплатные!
Как стать экспортером животноводческой продукции, рассказывает помощник руководителя Россельхознадзора Артем Даушев.
«Чтобы стать экспортером, компания должна определить, какую продукцию и в какие страны она хочет отправлять. Некоторые предприятия могут сами изучить перспективные экспортные направления. А некоторые обращаются за информацией в отраслевые ассоциации или в Российский экспортный центр, а иногда и в Россельхознадзор – помогаем как можем», – говорит Артем Даушев.
После того как производитель определился, что можно продавать за рубеж, следует изучить требования страны-импортера. Полезная информация размещена на сайте Россельхознадзора в разделе «Ввоз. Вывоз. Транзит». В разделе следует выбрать страну и кликнуть на подраздел «Экспорт». В этой вкладке можно найти даже пошаговые инструкции для начала экспорта товаров в некоторые государства, например в Катар, Гонконг, Грузию и Вьетнам.
«Если предприятие уверено, что соответствует всем требованиям, предъявляемым определенным государством, тогда следует подать заявку на право осуществления экспорта продукции через информационную систему Россельхознадзора «Цербер». Заявка автоматически отправляется на обработку, после чего компания может ожидать визита специальной комиссии для проверки соответствия продукции требованиям страны-импортера», – отметил помощник руководителя Россельхознадзора.
К производителю могут приехать представители территориального управления Россельхознадзора и ветеринарной службы региона.
Однако предприятие может обойтись без инспекции, если оно, например, ранее прошло проверку на соответствие схожим требованиям другой страны-импортера. В этом случае инспекторы проведут лишь документарную проверку. «Эта процедура значительно упрощает получение права на экспорт», – отмечает Артем Даушев.
После выездной инспекции или документарной проверки составляется специальный акт об успешной аттестации, который фиксируется в системе «Цербер». Ну а затем возникает несколько вариантов развития событий. Суть первого в том, что включить предприятие в список экспортеров может Россельхознадзор. Для этого нужна соответствующая договоренность со страной-импортером. Но есть и второй вариант, когда для экспорта продукции за рубеж требуется проверка предприятия компетентным ведомством страны-импортера. «В таком случае Россельхознадзор направляет официальное письмо зарубежным коллегам с приглашением проинспектировать российские компании, желающие стать экспортерами. Иностранные инспекторы приезжают в Россию и по итогам такого визита решают, аттестовывают они производителя или нет», – поясняет Артем Даушев.
Параллельно Россельхознадзор согласует с иностранными коллегами ветеринарные сертификаты и условия допуска продукции в зарубежную страну.
«Предприятию, заинтересованному в поставках товаров за рубеж, следует понимать, что при формировании экспортных партий необходимо проводить лабораторные проверки продукции на соответствие требованиям страны-импортера, – говорит Артем Даушев. – Это делается в аккредитованных учреждениях, работающих в информационной системе Россельхознадзора «ВЕСТА».
Если экспортируемый груз будет задержан в другой стране из-за каких-либо выявленных иностранным ведомством нарушений, тогда именно благодаря информационным системам Россельхознадзора (в том числе и системе «ВЕСТА») можно узнать происхождение продукции и понять, в какой лаборатории она прошла проверку. Это также позволит доказать государству-импортеру, что товар прошел необходимые исследования и соответствует всем предъявляемым требованиям.
Россия выходит на новые рынки
В 2019 году Россия начала поставлять животноводческую продукцию на новые рынки – в Тунис и Венесуэлу. Россия также имеет право отправлять животноводческую продукцию в Аргентину, Гонконг, Республику Корея, ОАЭ, Японию, Сингапур, Иран, Таиланд, Турцию, на Кубу и Филиппины.
Одно российское предприятие получило возможность поставлять говядину в Бразилию – страну, которая сама занимает лидирующие мировые позиции по экспорту этого мяса за рубеж.
Открытие новых рынков в целом увеличило цифры по российскому экспорту. По данным Федеральной таможенной службы, приведенным в материалах Россельхознадзора, на 31 октября 2019 года из России за рубеж было поставлено более 4,1 тысячи тонн говядины (по состоянию на 31 октября 2018 года – 3 тысячи тонн).
Увеличились и объемы поставок свинины: с 25,5 тысячи тонн до 34,7 тысячи (по состоянию на 31 октября 2018 и 2019 годов соответственно).
Как стать экспортером продукции
1. Определить направления экспорта: что продавать и в какую страну.
2. Изучить требования страны-импортера на сайте Россельхознадзора в разделе «Ввоз. Вывоз. Транзит» — «Страна» -«Экспорт».
3. Отправить заявку на получение права экспорта в информационной системе Россельхознадзора «Цербер».
4. Приготовиться к проверке предприятия специальной комиссией.
5. Получить от комиссии акт о проведенной проверке и занести его данные в систему «Цербер».
6. Приготовиться к инспекции зарубежных специалистов (только если есть такое требование страны-импортера). Данные о результатах проверки также заносятся в систему «Цербер».
7. Получить от Россельхознадзора согласование сертификата на экспорт продукции в конкретную страну.
8. Сформировать экспортные партии продуктов.
9. Провести лабораторные исследования экспортных партий в лабораториях, работающих в системе Россельхознадзора «ВЕСТА».
10. Начать поставки продукции за рубеж.