Россельхознадзор качество и безопасность зерна россельхознадзора

Руководство по соблюдению обязательных требований

в сфере надзора за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки

Формирование единого понимания обязательных требований законодательства в сфере обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки  – это залог успеха в достижении цели снижения количества нарушений.

Главным документом, содержащим обязательные требования к зерну, используемому на продовольственные и кормовые цели и выпускаемому в обращение  на единой Таможенной территории Таможенного союза, является технический регламент Таможенного союза ТС ТР 015/2011 «О безопасности зерна», утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 874 (далее – ТР ТС 015/2011).

В соответствии со статьей 2 ТР ТС 015/2011 выпуск в обращение определяется как купля-продажа и иные способы передачи зерна на единой территории Таможенного союза, начиная с изготовителя или импортера.

Зерно выпускается в обращение при условии, что оно прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия. Поставляемое зерно, соответствие которого не подтверждено, не допускается к выпуску в обращение.

Оценка соответствия поставляемого зерна требованиям ТС ТР 015/2011 проводится в форме подтверждения (декларирования) соответствия зерна по единым правилам и схемам, установленным данным техническим регламентом.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» документом, удостоверяющим соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов, является декларация о соответствии.

Выпуск в обращение зерна на единой таможенной территории Таможенного союза без документов, подтверждающих соответствие зерна требованиям ТР ТС 015/2011 (деклараций о соответствии, протоколов испытаний, в которых отражены показатели безопасности, а также показателями качества в соответствии с применяемыми ГОСТами) запрещен.

Требования к  процессам хранения и обработки зерна

Хранение зерна должно осуществляться в зернохранилищах, обеспечивающих безопасность зерна и сохранность его потребительских свойств, при соблюдении требований к процессам хранения зерна, установленных настоящим техническим регламентом, а также условий хранения, установленных национальным законодательством государства – члена Таможенного союза.

Поверхности стен, потолков, несущих конструкций, дверей, пола производственных помещений, а также силосов и бункеров должны быть доступными для их очистки и обеззараживания. Состояние кровли и стен зернохранилищ, конструкции входных отверстий каналов активной вентиляции должны обеспечить предотвращение попадания в них атмосферных осадков и посторонних предметов.

Технологический процесс обработки зерна в зернохранилищах должен обеспечивать сушку, очистку и обеззараживание зерна до уровня, обеспечивающего безопасное и стойкое для хранения состояние.

В зернохранилищах не допускается хранить совместно с зерном токсичные, горючие химические вещества, горюче-смазочные материалы и нефтепродукты, а также пищевую продукцию иного вида и непищевую продукцию в случае, если это может привести к загрязнению зерна.

В зернохранилище в течение всего периода хранения зерна должна быть организована проверка условий его хранения (влажность, температура), а также показателей зараженности вредителями, цвета зерна и наличия постороннего запаха.

В зернохранилищах при хранении зерна должны обеспечиваться условия, позволяющие исключить возможность самовозгорания зерна, а также условия, обеспечивающие взрыво – и пожаробезопасность.

Требования к перевозке зерна

Перевозка зерна осуществляется транспортными средствами, обеспечивающими безопасность и сохранность зерна при его перевозке.

Конструкция грузовых отделений транспортных средств и контейнеров должна обеспечивать защиту зерна от загрязнения, препятствовать просыпанию зерна, проникновению животных, в том числе грызунов и насекомых, а также обеспечивать проведение очистки и (или) мойки, и (или) дезинфекции, и (или) дезинсекции, и (или) дератизации.

Зерно, перевозимое бестарным методом, должно сопровождаться товаросопроводительными документами, обеспечивающими его прослеживаемость, содержащими информацию о:

1) виде зерна, годе урожая, месте происхождения, назначении зерна (на пищевые или кормовые цели, на хранение и (или) обработку, на экспорт);

2) количестве зерна, в единицах массы;

3) наименовании и месте нахождения заявителя;

4) о наличии в зерне генно-модифицированных (трансгенных) организмов (далее – ГМО) в случае если содержание указанных организмов в зерне составляет более 0,9 процента.

Для зерна, полученного с применением ГМО, должна быть приведена информация: “генетически модифицированное зерно” или “зерно, полученное с использованием генно-модифицированных организмов” или “зерно содержит компоненты генно-модифицированных организмов”, с указанием уникального идентификатора трансформационного события.

Несоблюдение обязательных требований технических регламентов, является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 14.43 КоАП РФ (Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4,10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2000 рублей; на должностных лиц – от 10000 до 20000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 20000 до 30000 рублей; на юридических лиц – от 100000 до 300000 рублей.

Недостоверное декларирование зерна

Задекларированное зерно, изготовленное с нарушениями требований к данному виду продукции, которое по результатам контрольно-надзорных мероприятий после испытаний в аккредитованной лаборатории признано не соответствующим требованиям безопасности, оговоренным статьей 4 ТР ТС 015/2011;  зерно, прошедшее при декларировании не полный объем испытаний, а также зерно, прошедшее испытание в лаборатории либо задекларированное в органе по сертификации, области аккредитации которых не распространяются на продукцию, попадающую под действие технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна», считается зерном, прошедшим недостоверное декларирование соответствия продукции.

По разъяснению Департамента государственной политики в области технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений Минпромторга России при осуществлении мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в случае, если орган государственного контроля (надзора) обнаружил несоответствие декларации о соответствии продукции требованиям к установленному кругу заявителей при её принятии, либо нарушение установленных форм декларации о соответствии или правил оформления декларации о соответствии, а также принятие изготовителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом декларации о соответствии продукции без доказательственных материалов либо на основании доказательственных материалов, содержащих недостоверные результаты исследований (испытаний) и измерений, или содержащих не в полном объёме результаты исследований (испытаний и измерений или неподтверждённые сведения о соответствии продукции требованиям технических регламентов, орган государственного контроля (надзора) вправе выдавать предписание о прекращении действия декларации о соответствии и информировать об этом Росаккредитацию.

Недостоверное декларирование соответствия продукции является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.44 КоАП РФ (Недостоверное декларирование соответствия продукции) и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15000 до 25000 тысяч рублей; на юридических лиц – от 100000 до 300000 рублей.

Действия, предусмотренные настоящей статьёй, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии,    является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.45 КоАП РФ (Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия) и   влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20000 до 40000 рублей; на юридических лиц – от 100000 до 300000 рублей.

Требования к маркировке зерна

Зерно, соответствующее требованиям безопасности согласно статье  4 ТР ТС 015/2011 и прошедшее процедуру подтверждения соответствия (декларирования), должно быть маркировано единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза.

Маркировка зерна, помещенного в транспортную тару и (или) потребительскую упаковку, должна быть на русском языке. Допускается нанесение маркировки на государственном(ых) языке(ах) государства – члена Таможенного союза. Информация для приобретателя , указанная на маркировке, должна быть понятной, легко читаемой, достоверной и не вводить его в заблуждение. Маркировка зерна, упакованного в потребительскую упаковку (зерно на кормовые цели), должна наноситься на потребительскую упаковку и (или) на этикетку, и (или) контрэтикетку, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу либо прилагаемый к каждой упаковочной единице.

Маркировка зерна, помещенного непосредственно в транспортную тару, должна наноситься на транспортную тару, и (или) на этикетку, и (или) контрэтикетку, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую транспортную тару или прилагаемый к каждой транспортной таре, либо содержаться в товаросопроводительных документах.

Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.46 КоАП РФ:

– ч.1 ст. 14.46 Маркировка продукции знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, либо маркировка знаком соответствия продукции, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей; на юридических лиц – от 100000 до 300000 рублей.

– ч. 2 ст. 14.46 Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, – влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30000 до 50000 рублей; на юридических лиц – от 700000 до 1000000 рублей.

Читайте также:  Ограничения по ввозу товаров в беларусь

Продовольственная пшеница и крупяные изделия относятся соответственно к продовольственному сырью и пищевым продуктам, поскольку в натуральном и переработанном виде употребляются в пищу человеком. Следовательно, на них распространяются требования Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее – закон № 29-ФЗ).

Основные  обязательные требования данного закона применительно к  зерну и продуктам его переработки, изложены в следующих статьях.

Статьёй  3 закона № 29-ФЗ предусмотрено, что не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:

– не соответствуют требованиям нормативных документов;
– имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов  при проверке таких продуктов;

– не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;
– не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли;
– не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации.

Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

Обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обеспечивать качество и безопасность производимой и закупленной пищевой продукции обусловлена статьёй 4 закона № 29-ФЗ, в которой, в частности, говорится, что качество и безопасность пищевых продуктов обеспечиваются посредством проведения гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации.

Необходимость наличия программы производственного контроля при обороте пищевых продуктов предусмотрена пунктом  2 статьи 22 закона № 29-ФЗ. В нем сказано, что производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляется в соответствии с программой производственного контроля, разрабатываемой юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на основании нормативных и технических документов.

Нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, а также правил производства продуктов переработки зерна (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах) является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.18 КоАП РФ (Нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, правил производства продуктов переработки зерна) и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 рублей; на должностных лиц – от 1000 до 2000 рублей; на юридических лиц – от 10000 до 20000 рублей.

Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ:

– ч.1. ст.19.5 Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на должностных лиц – от 1000 до 2000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от 10000 до 20000 рублей.

Соблюдение вышеуказанных обязательных требований позволит обеспечить население Краснодарского края и Республики Адыгея качественным и безопасным зерном.

Административная ответственность за нарушение обязательных требований в сфере надзора за качеством и безопасностью зерна  и продуктов его переработки

Реализация продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии,    является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.45 КоАП РФ (Нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия) и  влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20000 до 40000 рублей; на юридических лиц – от 100000 до 300000 рублей.

Нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.46 КоАП РФ (ч.1 ст. 14.46 – маркировка продукции знаком обращения продукции на рынке, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании, либо маркировка знаком соответствия продукции, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании) – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10000 до 20000 рублей; на юридических лиц – от 100000 до 300000 рублей.

Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, является квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 КоАП РФ (ч.1. ст.19.5 -невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства) –  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 рублей; на должностных лиц – от 1000 до 2000 рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от 10000 до 20000 рублей.

Приказ Южного межрегионального управления Россельхознадзора от 28.04.2022 № 313 “О проведении профилактических визитов в области федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в июне 2022 года”

Приказ Южного межрегионального управления Россельхознадзора от 08.06.2022 № 438 “О проведении профилактических визитов в области федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в июле 2022 года”  (Приложение)

Приказ Южного межрегионального управления Россельхознадзора от 11.07.2022 № 568 “О проведении профилактических визитов в области федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в августе 2022 года”  (Приложение)

Приказ Южного межрегионального управления Россельхознадзора от 03.08.2022 № 671 “О проведении профилактических визитов в области федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в сентябре 2022 года”  (Приложение)

Приказ Южного межрегионального управления Россельхознадзора от 09.09.2022 № 804 “О проведении профилактических визитов в области федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в октябре 2022 года”  (Приложение)

Приказ Южного межрегионального управления Россельхознадзора от 09.09.2022 № 804 “О проведении профилактических визитов в области федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в ноябре 2022 года”  (Приложение)

Приказ Южного межрегионального управления Россельхознадзора от 11.11.2022 № 1112 “О проведении профилактических визитов в области федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в декабре 2022 года”  (Приложение)

Приказ Южного межрегионального управления Россельхознадзора от 15.12.2022 № 1190 “О проведении профилактических визитов в области федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в январе 2023 года”  (Приложение)

Приказ Южного межрегионального управления Россельхознадзора от 13.01.2023 № 14 “О проведении профилактических визитов в области федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в феврале 2023 года”  (Приложение)

Приказ Южного межрегионального управления Россельхознадзора от 10.02.2023 № 118 “О проведении профилактических визитов в области федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в марте 2023 года”  (Приложение)

Приказ Южного межрегионального управления Россельхознадзора от 14.03.2023 № 228 “О проведении профилактических визитов в области федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в апреле 2023 года”  (Приложение)

Приказ Южного межрегионального управления Россельхознадзора от 11.04.2023 № 326 “О проведении профилактических визитов в области федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов его переработки в мае 2023 года”  (Приложение)

версия для печати

Надзор за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки

Основными полномочиями отдела по надзору за качеством и безопасностью зерна и  продуктов его переработки является:
1. Государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна:
— при осуществлении их закупок для государственных нужд;
— при поставке (закладке) их в государственный резерв, их хранении в составе государственного резерва и транспортировке;
— при их ввозе (вывозе) на территорию Российской Федерации.
2. Государственный контроль и надзор за правильностью ведения количественно-качественного в соответствии с установленным порядком учета зерна и продуктов его переработки, заложенных в государственный резерв, а также предназначенных для государственных нужд.
3. Организация проведение экспертизы зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, а также побочных продуктов переработки зерна и принятие решения о возможности их дальнейшего использования или уничтожения в установленном порядке).         4. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза ТР ТС 015/2011 “О безопасности зерна”.

Безопасность пищевых продуктов на
сегодняшний день является одной из главных проблем человечества, поскольку
определяет здоровье нации, ее развитие и благополучие.

Зерно стратегический вид продовольствия,
как в России, так и за рубежом, его качество и безопасность выступает важным и
обязательным объектом государственного регулирования и контроля.

Читайте также:  Инспектор россельхознадзор по башкортостану

Термин «безопасность» в соответствии с
Техническим регламентом Таможенного союза 
«О безопасности пищевой продукции» – это состояние пищевой продукции,
свидетельствующее об отсутствии недопустимого риска, связанного с вредным
воздействием на человека и будущие поколения.

В Российской Федерации с 1 июля 2013 года
действует Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 015/2011 «О
безопасности зерна». В данном регламенте указываются не только требования к
безопасности зерна и его качеству, но и к условиям его хранения, переработки,
транспортировки и утилизации.

Согласно Техническому регламенту зерно, поставляемое
на пищевые и кормовые цели, считается безопасным, если в нем отсутствуют или не
превышают предельные допустимые уровни такие показатели, как токсичные
элементы, микотоксины, бенз(а)пирен, пестициды, радионуклеиды, зараженность
вредителями и вредные примеси.

Безопасность зерна – это важная
государственная задача, представляющая собой комплекс сертификационных и
инспекционных мероприятий, предпринимаемых с целью проверки качества зерна на
этапах его производства, перевозки, хранения и переработки.

Качество зерна – это совокупность его
характеристик, которые обеспечивают способность удовлетворять определенные
потребности.

Технический регламент «О безопасности
зерна» разработан в соответствии 
соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в
Республике Беларусь, Республике Казахстан, и Российской Федерации от
18.11.2010.

Технический регламент разработан с целью
установления на единой таможенной территории таможенного союза Таможенного
союза единых обязательных для применения и использования требований к зерну,
обеспечения свободного перемещения зерна, выпускаемого в обращение на единой
таможенной территории Таможенного союза. Если в отношении зерна приняты иные
технические регламенты Таможенного союза, устанавливающие требования к зерну,
то зерно должно соответствовать 
требованиям всех технических регламентов Таможенного союза, действия
которых на него распространяются.

При исполнении функции по контролю за
требованием технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна»
проверяется зерно, выпускаемое (реализуемое) в обращение на единой таможенной
территории Таможенного союза, используемое на пищевые и кормовые цели.

Управление Россельхознадзора по
Красноярскому краю обращает внимание хозяйствующих субъектов, что зерно,
поставляемое на пищевые и кормовые цели, выпускается в обращение только при
прохождении процедуры подтверждения соответствия.

Выпуском в обращение является купля-продажа
и  иные способы передачи зерна на единой
таможенной территории Таможенного союза, начиная с изготовителя или импортера.

Оценка соответствия поставляемого зерна
требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна»
проводится в форме подтверждения (декларирования) соответствия  зерна.

Каждая партия поставляемого зерна при его
выпуске в обращение на единую территорию Таможенного союза должна
сопровождаться товаросопроводительными документами, которые должны содержать
информацию о декларации, о соответствии партии зерна требованиям настоящего
регламента.

При оценке наличия составляющих веществ
особое внимание отводится содержанию в продукции токсичных элементов, ГМО,
пестицидов, микотоксинов, зараженности вредителями, радионуклеидов, вредных
примесей.

Требования,
предъявляемые к зернохранилищам и складам

Требования,
предъявляемые к зернохранилищам и складам для хранения зерна, указаны в статье
4 Технического регламента “О безопасности зерна”.

Хранение
зерна должно осуществляться в зернохранилищах, обеспечивающих безопасность
зерна и сохранность его потребительских свойств. Поверхности стен, потолков,
несущих конструкций, дверей, полы производственных помещений, а также силосов и
бункеров должны быть доступными для их очистки и обеззараживания. Состояние
кровли и стен зернохранилищ, конструкции входных отверстий каналов активной
вентиляции должны обеспечить предотвращение попадания в них атмосферных осадков
и посторонних предметов. Технологический процесс обработки зерна в зернохранилищах
должен обеспечивать сушку, очистку и обеззараживание зерна до уровня,
обеспечивающего безопасное и стойкое для хранения состояние.

В
зернохранилищах не допускается хранить совместно с зерном токсичные, горючие
химические вещества, горюче-смазочные материалы и нефтепродукты, а также
пищевую продукцию иного вида и непищевую продукцию в случае если это может
привести к загрязнению зерна. Процесс обеззараживания зараженного вредителями
зерна должен обеспечивать безопасность зерна. В зернохранилищах при хранении
зерна должны обеспечиваться условия, позволяющие исключить возможность
самовозгорания зерна, а также условия, обеспечивающие взрыво – и
пожаробезопасность. Конструкция грузовых отделений транспортных средств и
контейнеров должна обеспечивать защиту зерна от загрязнения, препятствовать
просыпанию зерна, проникновению животных, в том числе грызунов и насекомых, а
также обеспечивать проведение очистки и (или) мойки, и (или) дезинфекции, и
(или) дезинсекции, и (или) дератизации. В процессе эксплуатации зернохранилищ
необходимо систематически проводить уборку помещений и содержать оборудование в
чистоте, не допуская накопления пыли, сора, грязи, просыпей, посторонних
предметов. Оставлять в складах неиспользуемое передвижное оборудование и
переносные приспособления запрещается.

В
зернохранилище в течение всего периода хранения зерна должна быть организована
проверка условий его хранения (влажность, температура), а также показателей
зараженности вредителями, цвета зерна и наличия постороннего запаха.

Также
немаловажное значение имеет состояние территории вокруг складов. Территория
должна быть спланирована с соответствующим водоотводом, обеспечивающим удаление
с территории атмосферных и грунтовых вод к водостокам. Проезжая часть
территории, а также все площадки и места работы с зерном и продуктами его
переработки должны быть заасфальтированы и обеспечены освещением в ночное время
по установленным нормам. По периметру зернохранилищ и складов продукции должны
быть устроены асфальтовые отмостки шириной 1,0 м (при лессовых грунтах
рекомендуется до 2,0 м) с уклоном не менее 10° и водоотводные канавы.

Требования, предъявляемые к перевозке зерна

Согласно техническому регламенту Таможенного
союза        «О безопасности зерна»
перевозка зерна осуществляется транспортными средствами, обеспечивающими
безопасность и сохранность зерна при его перевозке. Зерно можно перевозить
бестарным методом, в транспортной таре или потребительской упаковке.

Зерно, перевозимое бестарным
методом, должно сопровождаться товаросопроводительными документами,
обеспечивающими его прослеживаемость, содержащими информацию о:

1) виде зерна, годе урожая, месте происхождения,
назначении зерна (на пищевые или кормовые цели, на хранение и (или) обработку,
на экспорт);

4) о наличии
в зерне генно-модифицированных (трансгенных) организмов в случае если
содержание указанных организмов в зерне составляет более 0,9 процента.

Для зерна,
полученного с применением ГМО, должна быть приведена информация:
“генетически модифицированное зерно” или “зерно, полученное с
использованием генно-модифицированных организмов” или “зерно содержит
компоненты генно-модифицированных организмов”, с указанием уникального
идентификатора трансформационного события.

Маркировка зерна,
помещенного в потребительскую упаковку (зерно на кормовые цели), и зерна в
транспортной таре должна содержать информацию, указанную в подпунктах 1-4
настоящего пункта, и информацию о сроке годности и условиях хранения зерна (для
зерна, предназначенного на кормовые цели и упакованного в потребительскую
упаковку).

Допускается
маркировку зерна дополнять надписью: “Срок годности не ограничен при
соблюдении условий хранения”.

Маркировка зерна,
помещенного в транспортную тару и (или) потребительскую упаковку, должна быть
на русском языке. Допускается нанесение маркировки на государственном(ых) языке(ах)
государства – члена Таможенного союза.

Информацию о
наименовании места нахождения изготовителя зерна, расположенного за пределами
единой таможенной территории Таможенного союза, допускается указывать буквами
латинского алфавита и арабскими цифрами или на государственном(ых) языке(ах)
страны по месту нахождения изготовителя зерна при условии ее указания на
русском языке.

Информация для
приобретателя (потребителя), указанная на маркировке, должна быть понятной,
легко читаемой, достоверной и не вводить его в заблуждение. Надписи, знаки,
символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка.

Маркировка зерна,
упакованного в потребительскую упаковку (зерно на кормовые цели), должна
наноситься на потребительскую упаковку и (или) на этикетку, и (или)
контрэтикетку, и (или) на листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную
единицу либо прилагаемый к каждой упаковочной единице.

Маркировка зерна,
помещенного непосредственно в транспортную тару, должна наноситься на
транспортную тару, и (или) на этикетку, и (или) контрэтикетку, и (или) на
листок-вкладыш, помещаемый в каждую транспортную тару или прилагаемый к каждой
транспортной таре, либо содержаться в товаросопроводительных документах.

Упаковка должна
соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза “О
безопасности упаковки”.

Как оформить
декларацию соответствия на зерно

Прежде всего, производителю нужно определиться с выбором схемы
декларирования. Технический регламент предусматривает несколько вариантов схем
декларирования (1д, 2д, 3д, 4д, 6д), и, какую схему выбрать, заявитель
определяет  сам.  Далее нужно выбрать лабораторию, которая занимается
исследованием зерна, и предоставить туда необходимый пакет документов, в том
числе справки об использовании пестицидов. Специалист (или сам заявитель)
отберет пробу зерна и далее направит на исследование. Сведения о проведенных
исследованиях (протоколы испытаний) будут отражены в декларации о соответствии
зерна.

Следующим шагом станет оформление декларации о соответствии зерна. Сам по
себе процесс декларирования соответствия предполагает, что изготовитель или
продавец зерна заявляет что данная партия зерна соответствует всем требованиям
Технического регламента, что зерно надлежащим образом выращивалось и хранилось
до того как поступить в реализацию.  Далее, это регистрация декларации на
сайте Росаккредитации.

Декларацию о соответствии можно получить на одну партию зерна или на серийный
выпуск продукции.

При серийном выпуске продукции  обязательно должна быть программа производственного
контроля.

Оформлять декларацию соответствия не
потребуется, если зерно направляется на хранение или обработку на территории
страны-производителя, и если зерно предназначено для семенных целей. В
остальных случаях необходимо задекларировать соответствие зерна.

По всем вопросам соблюдения
законодательства РФ в сфере качества и безопасности зерна  можно обращаться в Управление
Россельхознадзора по телефонам: 8 (391)226-69-01, 226-69-02.

Специалистами Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия по наблюдению за соблюдением требований к обеспечению качества и безопасности зерна в отношении юридического лица, осуществляющего деятельность в Шушенском районе.

В результате анализа сведений, содержащихся в Федеральной государственной системе прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна (ФГИС «Зерно»), а также согласно информации ФГИС «Аргус- Фито» установлено, что ЗАО «Сибирь-1» в сентябре 2022 года получило карантинные сертификаты на отгрузку 227 тонн пшеницы урожая 2021 года, предназначенной на кормовые цели.

Читайте также:  Платные ветеринарные услуги в государственных ветеринарных учреждениях

При этом ЗАО «Сибирь-1», являясь товаропроизводителем, зарегистрированным в ФГИС «Зерно», не оформило товаросопроводительный документ – СДИЗ (сопроводительный документ идентификации зерна) на вышеуказанную партию зерна.

Согласно Федерального закона «О зерне», товаропроизводитель при формировании каждой партии зерна в целях их перевозки, реализации, приемки или отгрузки самостоятельно на безвозмездной основе оформляет товаросопроводительный документ на партию зерна – СДИЗ.

Вышеуказанные действия (бездействия) товаропроизводителя, осуществляющих отгрузку, приемку и реализацию зерна могут привезти к нарушениям требований Закона РФ «О зерне», а также требований Технического регламента «О безопасности зерна».

С целью недопущения выпуска в обращение партий зерна без оформления СДИЗа юридическому лицу объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в области качества и безопасности зерна.

Специалистами Управления Россельхознадзора в сфере качества и безопасности зерна в 2022 году проведено 5788 контрольно-надзорных мероприятий.

Установлено 184 административных правонарушения, в том числе 16 нарушений по результатам проверок при контроле за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна» при выпуске на единую таможенную территорию, производстве, хранении, реализации и перевозке зерна и 168 правонарушений по фактам непосредственного обнаружения.

Составлено 16 протоколов об административных правонарушениях.

По результатам рассмотрения дел вынесено 13 постановлений о привлечении виновных лиц к административной ответственности, сумма наложенных штрафов составила 310 тыс. рублей, административное наказание в виде предупреждения установлено в отношении 5 лиц. Внесено одно представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

В 2022 году при проведении контрольно-надзорных мероприятияй проконтролировано 250,136 тыс. т зерна. Отобрано и направлено на испытания в лабораторию ФГБУ «Красноярский референтный центр Россельхознадзора» проб от 48 партий общим весом 49 тыс. т.

По результатам проведенных испытаний 6 партий зерна общим весом более 8 тыс. т признаны некачественными.

В ходе мониторинга безопасности с помощью различных федеральных государственных информационных систем выявлено 273 случая недостоверного декларирования соответствия зерна общим объемом около 610 тыс. т. Действие всех деклараций о соответствии прекращено, из них 168 деклараций признаны недействительными по решению Управления Россельхознадзора.

Проведено 74 контрольно-надзорных мероприятия по контролю за внесением сведений в ФГИС ФГИС «Зерно».

В ходе таких мероприятий Управлением было выявлено 313 нарушений требований законодательства в сфере качества и безопасности зерна, в том числе 39 нарушений при реализация партий зерна без оформления СДИЗ, а также 274 нарушения требований законодательства при оформлении СДИЗ, а именно: неполнота внесения обязательных сведений при оформлении товаросопроводительного документа (не указывался номер декларации о соответствии, не прописывались потребительские свойства зерна, не указывались пункт отправления, наименования грузополучателя, перевозчик и т.д.). Хозяйствующим субъектам объявлено 74 предостережения.

Всего за 2022 год ведомством объявлено 407 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований.

В рамках выполнения программы профилактических мероприятий проведено 488 консультаций с поднадзорными субъектами по разъяснению требований, содержащихся в нормативных правовых актах, об изменениях в них, принято участие в 13 совещаниях с представителями бизнес-сообщества и хозяйствующими субъектами, а также проведено 12 обязательных профилактических визитов.

Россельхознадзор качество и безопасность зерна россельхознадзора

Управление Россельхознадзора разъясняет, как выбрать испытательную лабораторию для подтверждения соответствия зерна требованиям технического регламента

Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия сообщает следующее.
В целях подтверждения соответствия зерна требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна» заявитель на основании собственных доказательств самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. В качестве доказательственных материалов используются результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента.
Обращаясь в испытательную лабораторию необходимо удостовериться, что она может предоставить достоверный результат исследования, который, в дальнейшем, можно использовать для декларирования.
Проверить лабораторию, можно самостоятельно с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» следующим образом:
1) Зайти на официальный сайт РОСАККРЕДИТАЦИИ https://fsa.gov.ru/;
2) Найти в Реестре аккредитованных лиц нужную лабораторию по любому из параметров (проще всего по ИНН).
☑ Лаборатория присутствует в списке аккредитованных
либо
☒ Лаборатория отсутствует в списке аккредитованных
3) Проверить область аккредитации испытательной лаборатории при наличии указанной испытательной лаборатории в реестре аккредитованных лабораторий.
Если Вы не нашли испытательную лабораторию в Реестре аккредитованных лиц – это означает, что она не имеет государственной аккредитации и является испытательной лабораторией, аттестованной добровольной системой сертификации, которая ведет реестр испытательных лабораторий.

Россельхознадзор качество и безопасность зерна россельхознадзора

Должностными лицами Управления Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия в рамках Федерального закона № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна, проводятся профилактические мероприятия, в том числе консультирование.
В ходе консультирования должностными лицами Управления Россельхознадзора даются разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора). Контролируемым лицам разъясняются обязательные требования, предъявляемые к производству, хранению, перевозке, реализации зерна и продуктов его переработки.
Консультирование может осуществляться по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий. Консультирование осуществляется без взимания платы.
В январе и феврале 2022 года Управлением Россельхознадзора в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна проведено более 500 консультирований:
– на территории Ростовской области – 378;
– на территории Волгоградской области – 104;
– на территории Астраханской области – 14;
– на территории Республики Калмыкия – 14.
Контролируемым лицам по возникающим при осуществлении деятельности вопросам, в целях получения консультаций в области обеспечения качества и безопасности зерна и продуктов переработки зерна, можно обратиться к специалистам Управления Россельхознадзора.
Для получения консультации предлагаем обращаться лично или по телефонам:
– г. Ростов-на-Дону, ул. Малюгиной 214 «А», тел. 8 (863) 266-51-59;
– г. Волгоград, ул. 13-й Гвардейской д. 13, тел. 8 (8442) 23-39-10;
– г. Астрахань, Адмирала Нахимова, 100, тел. 8 (851) 252-15-83;
– г. Элиста, ул. Рокчинского, 5, тел. 8 (84722) 4-45-84.

Россельхознадзор качество и безопасность зерна россельхознадзора

В Ростовской области Управлением Россельхознадзора в рамках профилактического визита даны разъяснения в области обеспечения качества и безопасности зерна

Зерно является национальным достоянием и мощным фактором обеспечения продовольственной и экономической безопасности страны. За последние годы в Брянской области зерновая отрасль стала одной из важнейших. С каждым годом увеличиваются площади посевов сельскохозяйственных культур, растет урожайность и валовой сбор.

Оценка качества зерна нормирована стандартами. Для характеристики качества применяется ряд показателей (общие, относящиеся к зерну всех культур; специальные (целевые), применяемые для зерна отдельных культур), и показатели безопасности.

К общим показателям качества относятся обязательные, определяемые в любой партии зерна всех культур: органолептические признаки (внешний вид, цвет, запах, вкус), зараженность вредителями, влажность и засоренность.

К специальным, или целевым, относятся показатели качества, характеризующие технологические (потребительские) свойства зерна. В эту группу входят стекловидность (пшеница, рис), натура (пшеница, рожь, ячмень, овес), число падения (пшеница, рожь), количество и качество сырой клейковины (пшеница), пленчатость и выход чистого ядра (крупяные культуры), жизнеспособность (ячмень пивоваренный). У пшеницы определяют также содержание мелких, морозобойных зерен и зерен, поврежденных клопом-черепашкой.

К показателям безопасности относят содержание токсичных элементов, микотоксинов и пестицидов, вредных примесей и радионуклидов, а также генетически модифицированных организмов.

«Все показатели по определению безопасности, изложенные в Техническом регламенте ТР ТС 015/2011 и внедрены в нашей лаборатории. Помимо национальной аккредитации, испытательная лаборатория с 2013 года аккредитована в международной системе аккредитации – DakkS (сертификат об аккредитации № D-PL-18352-01-00) и имеет гибкую область аккредитации», — поясняет начальник Испытательного центра ФГБУ «Брянская МВЛ» Александр Андоралов.

Зерно – это стратегический продукт и заключения специалистов ФГБУ «Брянская МВЛ» помогают определить продовольственные ресурсы области, дать ответы на интересующие вопросы, а именно: сколько получено хлебопекарной пшеницы, а сколько фуражной, что можно продать, а что необходимо заложить на хранение?

За сезон заготовки 2021 года в ФГБУ «Брянская МВЛ» поступило более 750 проб зерновых культур на продовольственные цели, проведено более 4200 исследований для определения качества и безопасности (пшеница, рожь, ячмень, овес и др.). Испытано более 250 проб зерна на кормовые цели, по которым проведено 1800 исследований. Согласно результатам лабораторных исследований, в пшенице 3-го класса содержание белка составило от 13,5 до 16,5%, количество сырой клейковины колеблется от 22,8 до 29%, число падения от 180 до 400 секунд, стекловидность – 40-53%.

«В текущем году наблюдается улучшение качественных характеристик зерна пшеницы. Если брать такой показатель, как белок, то в этом году это самый высокий показатель за последние пять лет. Пшеницы с белком 10,5% и ниже, соответствующей 4 классу, практически нет, в пшенице 3 класса этот показатель в среднем составил 13,5%, белок соответствует 1 классу, но так как не все показатели входят в параметры 1-2 классов по ГОСТу, то зерно переводится в класс ниже», — разъяснила начальник лаборатории экспертизы зерна и семян ФГБУ «Брянская МВЛ» Венера Умеренкова.

Брянская межобластная ветеринарная лаборатория проводит работы по подтверждению соответствия качества зерна и продуктов его переработки установленным требованиям, включая проведение испытаний с оформлением результатов испытаний и выдачу сертификатов качества.

Россельхознадзор качество и безопасность зерна россельхознадзора

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *