– С начала 2022 года Управление по Республикам и и – для контроля фитосанитарного состояния подкарантинной продукции, вывозимой с территории на экспорт, проконтролировали 18,15 тыс. куб. м. отгружаемого пиломатериала и продукции из древесины.
Такую информацию сообщили в .
Наибольший объем экспорта приходится на пиломатериал – 17,34 тыс. м. куб.
Также вывозятся сборные конструкции из древесины – 0,726 тыс. м. куб., изделия из древесины – 0,065 тыс. м. куб., крепежный материал – 0,016 тыс. м. куб.
Основные вывозимые породы древесины — это сосна обыкновенная, сосна сибирская кедровая, пихта сибирская и лиственница.
Большая часть пиломатериала экспортируется в азиатские страны: (16,17 тыс. м. куб.), (0,662 тыс. м. куб.), (0,185 тыс. м. куб.), (0,105 тыс. м. куб.), (0,095 тыс. м. куб.) и (0,081 тыс. м. куб.), и лишь незначительная часть в страны : (0,028 тыс. м. куб.) и (0,014 тыс. м. куб.).
При проведении документарного контроля и досмотра подкарантинной продукции нарушений не выявлено.
Продукция имеет сопроводительные документы, оформлены фитосанитарные сертификаты.
Перемещение древесного упаковочного материала в международной торговле регламентировано требованиями Международного стандарта по фитосанитарным мерам N 15 (далее – МСФМ N 15) и распространяется на все формы древесного упаковочного материала, которые могут служить путем распространения вредных организмов, представляющих риск, главным образом, для живых деревьев. Сюда включены такие виды древесного упаковочного материала, как упаковочные блоки, коробки, упаковочные ящики, крепежная древесина, поддоны, кабельные барабаны и катушки/бобины, которые могут находиться практически в любых импортируемых грузах, включая те, которые обычно не подвергаются фитосанитарному досмотру. Грузы древесины (то есть, строевая древесина и пиломатериалы) могут поддерживаться крепежной древесиной, изготовленной из того же типа и качества древесины, соответствующей тем же фитосанитарным требованиям, что и древесина в грузе, в таком случае крепежная древесина может считаться частью груза, а не древесным упаковочным материалом в контексте настоящего стандарта.
В соответствии с частью 3 статьи 25 Федерального закона РФ от 21.07.2014 N 206-ФЗ “О карантине растений” (далее – Закон), перевозимая в виде древесных упаковочных или крепежных материалов подкарантинная продукция, при условии использования её при вывозе из Российской Федерации в качестве упаковки или крепления иного вывозимого из Российской Федерации товара, маркируется специальным знаком международного образца, обозначающим соответствие такой подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям страны-импортера.
Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 15.03.2017 N 123 утвержден “Порядок маркировки подкарантинной продукции, перевозимой в виде древесных упаковочных или крепежных материалов, при условии использования ее при вывозе из Российской Федерации в качестве упаковки или крепления иного вывозимого из Российской Федерации товара, требования к форме специального знака международного образца, обозначающего соответствие такой подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям страны-импортера, способам его нанесения” (далее – Порядок маркировки).
31.07.2020 N 440
Маркировка наносится на каждую единицу деревянной тары или упаковки товара и выполняется путем выжигания клеймом или нанесением несмываемой краски с помощью штампа, должна состоять из специального символа, используемого вместе с кодами, обозначающими конкретную страну, ответственного изготовителя или организацию, проводившую обработку и вид проведенной обработки. Маркировка должна быть разборчивой, размер, используемые типы шрифтов и размещение маркировки может варьировать, но размер её должен быть достаточным, чтобы быть заметным и разборчивым для инспекторов без применения вспомогательных визуальных средств. Маркировка с обозначением HT (тепловая обработка), MB (обработка бромистым метилом) или DH (диэлектрический нагрев) является подтверждением проведенной обработки и соответствия международным фитосанитарным требованиям. Применение маркировки может отменять необходимость использования фитосанитарного сертификата, поскольку она свидетельствует о применении признанных на международном уровне фитосанитарных мер.
В случае если в соответствии с требованиями Национальной организации по карантину и защите растений страны-импортера древесный упаковочный материал должен сопровождаться фитосанитарным сертификатом (далее – ФСС), территориальные Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору выдают ФСС в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по предоставлению государственной услуги по выдаче фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата, утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 06.12.2017 N 612 (далее – Административный регламент).
В соответствии со статьей 10.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации и в свободные от карантинных объектов зоны, вывоза с территории Российской Федерации и из карантинных фитосанитарных зон подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Кроме того, в случае выявления не соответствия древесных упаковочных материалов, сопровождающих экспортную грузовую партию, установленным фитосанитарным требованиям, Национальная организация по карантину и защите растений страны-импортера может предпринять экстренные действия, в том числе возврат экспортеру или уничтожение.
Дополнительную информацию можно получить на сайте Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по адресу: www.fsvps.ru, на сайте Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Санкт-Петербургу, Ленинградской и Псковской областям по адресу: www.ursn.spb.ru.

Управление Россельхознадзора информирует о нормативно-правовом регулировании при проведении фитосанитарных мероприятий в отношении пиломатериалов и древесины
В Российской Федерации лесные ресурсы представляют особую ценность, именно поэтому карантинным фитосанитарным мерам всегда уделяется повышенное внимание особенно при перемещении, хранении пиломатералов, а также древесного упаковочного материала, виду того что подкарантинная продукция – обработанная древесина, пиломатериалы могут служить путем распространения вредных карантинных организмов, представляющих риск, главным образом, для живых деревьев.
Российская Федерация является крупнейшим поставщиком лесных ресурсов, в связи с чем правовые вопросы остаются актуальными и на сегодняшний день. Президент России на совещании о развитии и декриминализации лесного комплекса поручил с 1 января 2022 года ввести полный запрет вывоза из Российской Федерации необработанных или грубо обработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород.
Управление Россельхознадзора по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия разъясняет, что согласно ГОСТ 32714-2014 лесоматериалы – это материалы из древесины в круглом и/или необработанном виде, получаемые путём поперечного деления бревна, а также продольного деления бревна на пилопродукцию. Грузы древесины (то есть, строевая древесина и пиломатериалы) могут поддерживаться крепежной древесиной, изготовленной из того же типа и качества древесины, соответствующей тем же фитосанитарным требованиям, что и древесина в грузе, в таком случае крепежная древесина может считаться частью груза, а не древесным упаковочным материалом и также подлежит карантинному фитосанитарному досмотру. Управление напоминает владельцам и арендаторам лесных участков, что невыполнение ограничений по вывозу и использованию лесопродукции, произведенной в карантинной фитосанитарной зоне, может привести к распространению карантинных вредителей леса таких как: Большой еловый лубоед, Сибирский шелкопряд, Черный сосновый усач.
Кроме того, Чёрный сосновый усач является потенциальным переносчиком опасного возбудителя нематодной болезни древесных растений – Сосновой стволовой нематоды, имеющей карантинное значение для Российской Федерации. Данные карантинные вредители могут переселяться с древесной продукции на здоровые деревья наших лесов, городских парков или приусадебных участков.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона «О карантине растений» от 21.07.2014 № 206-ФЗ вывоз из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, которая может являться объектом распространения вредителей леса разрешается, если на такую подкарантинную продукцию имеется выданный в установленном законодательством Российской Федерации порядке органом государственного надзора карантинный сертификат, удостоверяющий соответствие подкарантинной продукции требованиям правил и норм обеспечения карантина растений. Не допускается ввоз, вывоз, использование и реализация подкарантинной продукции, зараженной карантинными объектами характерными для древесных насаждений.
В соответствии с п. 12 ч. II «Единых правил и норм обеспечения карантина растений на таможенной территории евразийского экономического союза», утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 ноября 2016 № 159, собственники (пользователи) подкарантинных объектов обязаны проводить обследование подкарантинных объектов на наличие карантинных объектов. Во избежание заноса и распространения вредителей лесопродукции и в случае их выявления информировать об этом территориальное Управление Россельхознадзора.
Хозяйствующим субъектам, деятельность которых связана с ввозом данной подкарантинной продукции, необходимо соблюдать действующее в области карантина растений законодательство РФ и своевременно уведомлять Управление Россельхознадзора о прибытии такой продукции для проведения карантинных фитосанитарных мероприятий.
Перевозимая в виде древесных упаковочных или крепежных материалов подкарантинная продукция при условии использования ее при вывозе из Российской Федерации в качестве упаковки или крепления иного вывозимого из Российской Федерации товара маркируется специальным знаком международного образца, обозначающим соответствие такой подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям страны-импортера. Порядок маркировки, требования к форме указанного знака, способам его нанесения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений.
Приказом Минсельхоза России от 31.07.2020 № 440 утверждён Порядок маркировки подкарантинной продукции, перевозимой в виде древесных упаковочных или крепежных материалов, при условии использования ее при вывозе из Российской Федерации в качестве упаковки или крепления иного вывозимого из Российской Федерации товара, требований к форме специального знака международного образца, обозначающего соответствие такой подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям страны-импортера, способам его нанесения.
Маркировка наносится на каждую единицу деревянной тары или упаковки товара и выполняется путем выжигания клеймом или нанесением несмываемой краски с помощью штампа, должна состоять из специального символа, используемого вместе с кодами, обозначающими конкретную страну, ответственного изготовителя или организацию, проводившую обработку и вид проведенной обработки. Маркировка должна быть разборчивой, размер, используемые типы шрифтов и размещение маркировки может варьировать, но размер её должен быть достаточным, чтобы быть заметным и разборчивым для инспекторов без применения вспомогательных визуальных средств. Маркировка является подтверждением проведенной обработки и соответствия международным фитосанитарным требованиям. Применение маркировки может отменять необходимость использования фитосанитарного сертификата, поскольку она свидетельствует о применении признанных на международном уровне фитосанитарных мер.
Лесопромышленный комплекс является важной отраслью экономики для многих регионов России. Вместе с тем, предприятия зачастую допускают нарушения законодательства при производстве и вывозе лесопродукции, которые приводят к негативным последствиям, как для производителей и экспортеров леса, так и для развития всей отрасли в целом. Для успешного функционирования лесной промышленности в России Россельхознадзор подготовил ряд рекомендаций и разъяснения требований действующего законодательства в сфере карантина растений.
Прежде всего, собственникам (пользователям) подкарантинных объектов необходимо проводить их обследования на наличие всех видов карантинных объектов (Перечень карантинных объектов утвержден Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 15.12.2014 г. N 501 “Об утверждении перечня карантинных объектов”) и при их выявлении информировать территориальные органы Россельхознадзора. В противном случае создается угроза причинения вреда объектам растительного мира, окружающей среде в целом, а также создается возможность формирования очагов, распространения и расселения карантинных объектов, что в дальнейшем приводит к порче товарного вида лесопродукции.
Единые правила и нормы обеспечения карантина растений на таможенной территории ЕАЭС отражены в Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 N 159 “Об утверждении единых правил и норм обеспечения карантина растений на таможенной территории Евразийского экономического союза”.
В ряде случаев собственники (пользователи) подкарантинных объектов не извещают территориальный орган Россельхознадзора об обнаруженных карантинных вредителях леса, что создает угрозу фитосанитарной безопасности регионов России. Приказом Минсельхоза России от 09.01.2017 N 1 определено, что, при обнаружении признаков заражения и (или) засорения лесопродукции, необходимо направить в территориальный орган Россельхознадзора соответствующее извещение.
При ведении хозяйственной деятельности предприятия в сфере лесопромышленного комплекса должны соблюдать правила складирования отходов древесины и размещения древесины на своей территории:
– размещение подкарантинной продукции, зараженной и (или) засоренной карантинными объектами должно осуществляться изолированно от подкарантинной продукции, свободной от карантинных объектов;
– необходимо незамедлительное уведомление Россельхознадзора об обнаружении признаков заражения и (или) засорения подкарантинной продукции карантинными объектами. Такое уведомление может осуществляться как в письменной форме, так и посредством электронной почты с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Хранение и перевозка подкарантинной продукции, зараженной и (или) засоренной карантинными объектами, допускаются только для проведения карантинного фитосанитарного обеззараживания, переработки подкарантинной продукции способами, обеспечивающими лишение жизнеспособности карантинных объектов.
Для успешного ведения хозяйственной деятельности предприятиям необходимо соблюдать установленные фитосанитарные режимы в карантинных фитосанитарных зонах. Отмечаются случаи неисполнения программ по локализации и ликвидации очагов вредителей леса, разработанных территориальными органами Россельхознадзора.
Под программой локализации очага вредителя леса и ликвидации его популяции понимается совокупность информации, направлений деятельности, мероприятий, реализация и применение которых необходимы в целях предотвращения заражения и (или) засорения территории России вредителями леса в рамках введения карантинного фитосанитарного режима на основе результатов анализа фитосанитарного риска, биологических особенностей вредителя леса и обстоятельств его выявления, географических особенностей, факторов сезонного характера.
Подготовка программы локализации очага вредителя леса и ликвидации его популяции в зависимости от территории, в отношении которой вводится карантинный фитосанитарный режим, осуществляется территориальным органом Россельхознадзора.
Программа локализации очага карантинного объекта – нормативный правовой акт, который содержит сведения:
– границы карантинной фитосанитарной зоны;
– наименование вредителя леса, в связи с выявлением которого вводится карантинный фитосанитарный режим;
– перечень установленных ограничений деятельности, связанной с производством (переработкой), хранением, перевозкой, реализацией, уничтожением лесопродукции, и (или) дополнительных обязанностей в отношении лиц, использующих для осуществления указанной деятельности лесопродукцию;
– перечень мероприятий по локализации очага вредителя леса и (или) ликвидации его популяции;
– план проведения проверок, расположенных в границах карантинной фитосанитарной зоны подкарантинных объектов, в том числе перечень этих подкарантинных объектов, дата и срок проведения каждой проверки;
– критерии ликвидации популяции вредителя леса и критерии отмены карантинного фитосанитарного режима.
В карантинной фитосанитарной зоне мероприятия по локализации очага вредителя леса и (или) ликвидации его популяции осуществляются за счет средств граждан, юридических лиц, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты (п. 4 ст. 20 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ “О карантине растений”).
Отсутствие обследований подкарантинных объектов на выявление вредных организмов, сокрытие фактов заражения и (или) засорения лесопродукции, нарушение правил складирования отходов древесины и нарушение фитосанитарного режима в карантинной фитосанитарной зоне предполагают административную ответственность согласно ст. 10.1 КоАП РФ.
Обращаем внимание, что недопустим вывоз лесопродукции без карантинного сертификата из карантинной фитосанитарной зоны, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим.
Вывоз лесопродукции из карантинной фитосанитарной зоны должен осуществляться на основании карантинного сертификата в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Карантинный сертификат должен оформляться на каждую партию подкарантинной продукции при вывозе из карантинной фитосанитарной зоны.
Для получения карантинного сертификата отправитель может подать заявку в электронном виде. Для этого необходимо на главной странице официального сайта Россельхознадзора во вкладке Аргус-Фито/Подсистема “Электронный карантинный сертификат”/Заявление на выдачу КС заполнить заявку, предварительно осуществив регистрацию.
При получении заявки в электронной форме территориальное Управление Россельхознадзора принимает решение о выдаче карантинного сертификата.
Получить карантинный сертификат можно в электронном виде через личный кабинет в системе “Аргус-фито”, или непосредственно в территориальном Управлении Россельхознадзора.
Для получения карантинного сертификата на подкарантинную продукцию необходимо к пакету документов представить заключение о карантинном фитосанитарном состоянии данной продукции. Правительством Российской Федерации на каждый вид подкарантинной продукции определен перечень лабораторных исследований в области карантина растений с указанием сроков их проведения (Постановление Правительства РФ от 16.02.2017 N 201 “Об утверждении перечня лабораторных исследований в области карантина растений”).
Лабораторные исследования в области карантина растений проводятся уполномоченными организациями, аккредитованными в установленном порядке и подведомственными Россельхознадзору.
Разъясняем также, что перевозка лесопродукции допускается при условии указания в документах, сопровождающих ее, уникального идентификационного номера карантинного сертификата (п. 6 ст. 21 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ “О карантине растений”).
Территориальные органы Россельхознадзора должны своевременно получать извещения о доставке лесопродукции на подконтрольную территорию. В противном случае возникают риски распространения карантинных объектов по территории России, а также завоза в страну карантинных вредителей леса из зарубежных государств.
Собственники лесопродукции, осуществляющие ее производство (переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию, обязаны немедленно извещать территориальный орган Россельхознадзора о ее доставке. Извещение можно направлять и в электронной форме (ст. 32 Федерального Закона “О карантине растений” от 21.07.2014 N 206-ФЗ).
Кроме того, при ввозе подкарантинной продукции в сопровождении карантинных сертификатов на подконтрольную территорию из карантинных фитосанитарных зон, установленных на территории Российской Федерации, собственники или уполномоченные ими лица обязаны осуществить погашение карантинного сертификата в течение одного дня с момента доставки подкарантинной продукции.
Карантинный сертификат считается погашенным с момента внесения в систему “Аргус-фито” сведений о завершении перевозки партии подкарантинной продукции. Погашение карантинного сертификата в системе “Аргус-Фито” подтверждает получение подкарантинной продукции по месту прибытия.
Для погашения карантинного сертификата необходимо на главной странице официального сайта Россельхознадзора во вкладке Аргус-Фито/Подсистема “Электронный карантинный сертификат”/”Извещение о доставке” нажать кнопку “Создать извещение (КС)”, поставить галочку в поле “Извещение о доставке грузов по КС”, ввести номер соответствующего карантинного сертификата и нажать кнопку “Создать”. В извещении появится информация о карантинном сертификате. Если информация достоверная, необходимо нажать кнопку “Закрыть документ”.
Вывоз лесопродукции без карантинного сертификата, отсутствие уникального идентификационного номера карантинного сертификата, а также неуведомление территориального органа Россельхознадзора о доставке лесопродукции на подконтрольную территорию и непогашение карантинного сертификата предполагают административную ответственность согласно ст. 10.3 КоАП РФ.
Карантинный объект – вредный организм, отсутствующий или ограниченно распространенный на территории Российской Федерации и внесенный в единый перечень карантинных объектов. Подробная информация о карантинных объектах представлена в проекте “Видеопедия КВО” подведомственного Службе ФГБУ “ВНИИКР”.
Подкарантинные объекты – земельные участки любого целевого назначения, здания, строения, сооружения, резервуары, мест складирования (помещения), оборудование, транспортные средства, контейнеры, иные объекты, которые способны являться источниками проникновения на территорию России и (или) распространения по ней карантинных объектов.
Подкарантинная продукция – растения, растительная продукция, тара, упаковка, в том числе упаковочные материалы, грузы, почва, организмы или материалы, которые могут быть носителями карантинных объектов и (или) способствовать их распространению и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер.
Карантинная фитосанитарная зона – территория, на которой введен карантинный фитосанитарный режим вследствие выявления карантинных объектов и осуществляется борьба с ними.
Карантинный фитосанитарный режим – комплекс мер, направленных на создание условий для локализации очага карантинного объекта и (или) ликвидацию популяции карантинного объекта в карантинной фитосанитарной зоне.
Карантинный сертификат – документ, который удостоверяет соответствие партии подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям и выдан федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, при перемещении подкарантинной продукции по территории Российской Федерации.
Вход – Меркурий ХС