Россельхознадзор что его ждет

Война санкций 

18 авг 2022, 07:10 

Сергей Данкверт, который уже 16 лет руководит Россельхознадзором, в интервью РБК рассказал про новые схемы поставки санкционки, вакцину от COVID-19 для норок и причину проблем с польскими водителями-контрабандистами

Россельхознадзор что его ждет

Как пандемия повлияла на работу Россельхознадзора

Запасался ли Сергей Данкверт гречкой

Как за последние 16 лет изменился российский и мировой рынок продовольствия

Когда Россия начнет экспортировать морковь и свеклу

Как санкционная продукция попадает в Россию

Что мешает развитию пищевой промышленности

Помогли ли электронные системы избавить продуктовый рынок от фальсификата

Про «рабочие отношения» с Белоруссией

Про перспективы вакцины от COVID-19 для кошек

До 1 июня 2023 года в новых республиках и областях России будут созданы территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти. Как Россельхознадзор будет выстраивать взаимодействие с новыми российскими субъектами, в интервью «Ветеринарии и жизни» рассказал руководитель службы Сергей Данкверт.

«Так же, как обычно. У нас в свое время не было территориального управления в Крыму. Потом появилось. Мы сейчас формируем рабочую группу, которую будет возглавлять один из наших сотрудников по адаптации условий присоединения, потому что есть определенные вещи, которые мы пока еще недостаточно хорошо знаем. Хотя наши сотрудники были на этих территориях и делали соответствующие анализы, брали образцы для исследований», – рассказал «ВиЖ» Сергей Данкверт на полях Всероссийской агропромышленной выставки «Золотая осень – 2022».

Сергей Данкверт добавил, что у службы есть представление по растениеводческой и животноводческой продукции, которая производится на новых территориях России.

«Если взять период до 2014 года, то торговля с этими регионами была активной. Когда сами украинские коллеги стали предпринимать санкционные шаги, то в первую очередь больше они пострадали, не мы. Почему? Потому что основным рынком сбыта для Запорожской и Херсонской областей была Россия», – пояснил Сергей Данкверт.

«Конечно, это новая работа. Крым достаточно быстро адаптировался и вошел, я надеюсь, что и эти субъекты войдут быстро», – резюмировал глава службы.

Напомним, президент России Владимир Путин подписал четыре федеральных конституционных закона о вхождении Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей в состав Российской Федерации. Также он подписал соответствующие законы о ратификации.

Со дня принятия регионов в состав России и до 1 января 2026 года будет действовать переходный период.

Теперь в России 89 регионов, население страны увеличилось почти на 6,2 млн человек и составляет более 152 млн человек. Площадь РФ увеличилась более чем на 100 тыс. квадратных километров.

Полную версию интервью Сергея Данкверта читайте в ближайшее время на сайте «Ветеринария и жизнь».

Минсельхоз, Росрыболовство и Россельхознадзор сократят число заместителей глав ведомств, каждое на одного. Об этом говорится в постановлении правительства РФ, размещенном на официальном портале правовых актов.

“Разрешить Министерству сельского хозяйства РФ иметь 8 заместителей министра, в том числе одного первого заместителя министра и одного статс-секретаря – заместителя министра, а также в структуре центрального аппарата до 15 департаментов по основным направлениям деятельности министерства”, – говорится в постановлении. Сейчас у министра сельского хозяйства РФ Дмитрия Патрушева девять заместителей: первый замминистра Джамбулат Хатуов, статс-секретарь Иван Лебедев, Сергей Левин, Оксана Лут, Максим Увайдов, Елена Фастова, Светлана Ходнева, Ольга Гатагова и Илья Шестаков, который является также руководителем Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство). В структуре министерства 18 департаментов.

Росрыболовство сможет иметь четырех заместителей руководителя ведомства, в структуре центрального аппарата сможет иметь до восьми управлений по основным направлениям деятельности агентства. Сейчас у главы ведомства пять заместителей: Василий Соколов, Петр Савчук, Яна Багрова, Михаил Иваник и Хасан Лихов. В составе ведомства сейчас 10 управлений.

На одного заместителя главы ведомства станет меньше и в Россельхознадзоре – разрешено иметь четырех заместителей главы надзорного ведомства и до шести управлений по основным направлениям деятельности службы. Сейчас у руководителя ведомства Сергея Данкверта пять заместителей: Николай Власов, Евгений Непоклонов, Светлана Алексеева, Руслан Хасанов и Юлия Швабаускене.

Росалкогольрегулирование сможет иметь четырех замов. Ранее ведомство могло иметь пять заместителей, хотя в настоящее время у главы службы Игоря Алешина их двое: Елена Афанасенко и Алексей Кружалин.

Постановление вступает в силу 1 января 2021 года. В середине ноября 2020 года премьер-министр России Михаил Мишустин предложил начать оптимизацию штата госслужащих с 1 января 2021 года и завершить ее в течение трех месяцев – до 1 апреля.

У инспекторов региональных ветслужб больше нет прав

30 декабря 2019 г. 09:04

Проверять предприятия с мясной, молочной или рыбной продукции с 2020 года сможет только инспектор территориального управления Россельхознадзора.

С 1 января 2020 года полномочия по проверкам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые работают с животноводческой продукцией, закрепляются исключительно на федеральном уровне.

То есть, прийти с проверкой на предприятие, которое занимается содержанием или убоем животных, а также переработкой и реализацией мясной, молочной или рыбной продукции с 2020 года сможет только инспектор территориального управления Россельхознадзора. У инспекторов региональных ветслужб больше такого права не будет. Закон о ветеринарном надзоре подписан президентом России 28 декабря 2019 года.

В правительстве отмечают, что новый закон должен исправить негативные последствия административной реформы 2004 года, которая привела к раздробленности системы государственного ветеринарного надзора.

Раньше проверять предприятие могли как региональные, так и федеральные инспекторы. Очевидно, что функции этих двух ветвей дублировались и создавали чрезмерную нагрузку на бизнес.

Кроме того, каждый регион мог разработать свое положение о ветеринарном надзоре, по сути, вписать в него все, что угодно. И этот процесс был неподконтрольным. Скрывались факты распространения заразных болезней. Несвоевременно исключалась из оборота небезопасная для здоровья людей животноводческая продукция.

Федеральные органы работают в рамках прозрачной и известной всем нормативной базы, отмечают в Россельхознадзоре. В случае с федеральным ветеринарным инспектором — в рамках федерального закона о ветеринарии. Поэтому для контроля и принятия решений теперь определены четкие, общие для всех стандарты. «Но нужно понимать, что новый закон не лишает региональные ветслужбы всех полномочий. Региональные службы оставляют за собой все прежние функции, за исключением права проверок, которым наделяются федеральные органы — инспекторы территориальных управлений Россельхознадзора», — отметила начальник Управления внутреннего ветеринарного надзора Россельхознадзора Татьяна Балагула.

На предприятиях будут проверять соблюдение требований техрегламентов, например, о безопасности пищевой продукции. Кроме того, если на предприятии есть производственная лаборатория, федеральный инспектор сможет ознакомиться с протоколами исследований.

По данным Россельхознадзора, с нового года ведомство получило полномочия по проверкам более чем 230 тысяч региональных предприятий, к ним добавляются еще более 250 тысяч объектов федерального надзора. Ресурсов для проверок такого количества объектов у Россельхознадзора достаточно, уверяют в ведомстве. Большая часть работы будет проводиться с использованием информационной системы электронной ветеринарной сертификации «Меркурий», обеспечивающей прослеживаемость продукции, соответственно будет выполняться оперативно.

Следующий этап укрепления вертикали ветеринарного надзора и повышения биологической безопасности — принятие поправок в закон о ветеринарии, которые обеспечат маркировку и учет домашних и сельскохозяйственных животных.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Положение о Федеральной таможенной службе.

2. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной таможенной службой в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников указанных федеральных органов исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 г.

УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 15 сентября 2022 г. N 1619

Изменения,которые вносятся в Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Положение о Федеральной таможенной службе

1. В Положении о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 327 “Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору” (Российская газета, 2004, 15 июля; Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 33, ст. 3421; 2007, N 46, ст. 5576; 2008, N 25, ст. 2980; 2010, N 5, ст. 538; N 40, ст. 5068; 2011, N 18, ст. 2649; 2013, N 24, ст. 2999; 2017, N 4, ст. 662; 2020, N 40, ст. 6251; 2021, N 26, ст. 4962; N 49, ст. 8277):

а) пункт 1 после слов “карантина и защиты растений,” дополнить словами “в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений,”;

б) подпункт 5.1.7 дополнить словами “, в том числе в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах своей компетенции”.

2. В Положении о Федеральной таможенной службе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2021 г. N 636 “Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 18, ст. 3146; N 26, ст. 4962):

а) пункт 1 после слов “федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами” дополнить словами “, федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений”;

б) подпункт 5.1.6 после слов “безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами” дополнить словами “, семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений”.

Россельхознадзор будет осуществлять федеральный госконтроль (надзор) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений, в т. ч. в пунктах пропуска через госграницу.

ФТС также наделяется полномочием осуществлять федеральный госконтроль (надзор) в отношении семян сельскохозяйственных растений в пунктах пропуска через госграницу.

Постановление вступает в силу с 1 сентября 2023 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

С 29 июня 2021 года вступает в силу Федеральный закон № 522, которым полномочия по госконтролю в сфере безопасного обращения пестицидов и агрохимикатов возвращают Россельхознадзору.

Россельхознадзор теперь будет контролировать соблюдение требований к пестицидам и агрохимикатам при ввозе на территорию России, а также соблюдение регламентов применения этих веществ при производстве сельхозпродукции (кроме применения пестицидов и агрохимикатов гражданами для ведения личного подсобного хозяйства).

«Применение пестицидов и агрохимикатов – одна из составляющих в технологии производства растительной продукции. При этом несоблюдение норм их использования, отсутствие контроля за их обращением может привести к гибели посевов, к накоплению химических веществ в почве, появлению в объектах окружающей среды патогенной микрофлоры и других опасных биологических агентов», – пояснили в Россельхознадзоре.

Напомним, что ведомство контролировало рынок пестицидов и агрохимикатов до 2011 года. В службе отметили, что список возвращенных полномочий сокращен. «Россельхознадзор не наделяется полномочиями по контролю за производством пестицидов и агрохимикатов, их транспортировкой, реализацией, хранением, утилизацией, уничтожением, захоронением, обезвреживанием. Это будет осуществляться в рамках федерального государственного экологического надзора», – уточнили в ведомстве.

Контроль на госгранице

С 29 июня Россельхознадзор начинает контролировать ввозимые на территорию России пестициды и агрохимикаты в пунктах пропуска через государственную границу. В частности, будут проверяться статусы регистрационных свидетельств на вещества и соответствие препаратов требованиям этих документов. 

«Эти функции позволят эффективно противодействовать ввозу в страну некачественных и контрафактных препаратов», – пояснили в ведомстве. 

Правительством утвержден список пунктов пропуска, через которые можно будет завозить пестициды и агрохимикаты. Это четыре автомобильных пункта пропуска (Бурачки, Забайкальск, Убылинка, Шумилкино), три железнодорожных (Валуйки, Забайкальск, Посинь), три воздушных (Владивосток (Кневичи), Москва (Домодедово), Москва (Шереметьево) и четыре морских (Большой порт Санкт-Петербург, Владивосток, Восточный, Новороссийск).

Контроль над применением

«Для каждого из разрешенных пестицидов прописан регламент его применения: установлены предельные нормы применения, указаны способ и время обработки, целевые вредные объекты, на которые направлено действие препарата, а также меры по снижению опасности пестицидов, предотвращению гибели пчел», – рассказали в Россельхознадзоре.

Читайте также:  Код тн вэд апельсин

К 2022 году будет создана и внедрена на всей территории России информационная система прослеживаемости химических препаратов.

«Это государственная система, в которую будут вноситься сведения в том числе о виде продукции, торговом наименовании, действующем веществе пестицида, составе агрохимиката, номере свидетельства о госрегистрации, стране происхождения продукции, объеме фасовки, сроке годности и другая необходимая информация», – пояснили в Россельхознадзоре.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые занимаются производством, хранением и оборотом пестицидов и агрохимикатов, будут обязаны регистрироваться в системе, рассказали в Россельхознадзоре. С ее помощью будет обеспечиваться учет партий пестицидов и агрохимикатов на всех стадиях их оборота.

Регистрация во ФГИС будет бесплатной.

«Создание информационной системы не только обеспечит прозрачный оборот химических препаратов, используемых в сельском хозяйстве, но и станет для стран – импортеров российской растительной продукции гарантом ее безопасности и экологичности», – уверены в ведомстве.

Платформа также поможет урегулировать вопросы взаимодействия фермеров, которые используют инсектициды, и пчеловодов. «В информационной системе планируется создание механизма предварительного информирования владельцев пасек и всех заинтересованных представителей АПК о планируемом применении хозяйствующими субъектами пестицидов», – уточнили в Россельхознадзоре.

С 1 июня этого года в ведомстве начали прием заявок от предприятий для включения их в перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих оборот пестицидов и агрохимикатов. Реестр формируется на базе системы «Цербер».

Минсельхоз подготовил изменения в закон «О ветеринарии» и ряд других законов, предусматривающий «изъятие всех полномочий по осуществлению государственного ветеринарного надзора на федеральный уровень». Соответствующий законопроект опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. В соответствии с ним вводится понятие федерального государственного ветеринарного надзора, который будет осуществляться уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. При этом предусмотрена возможность делегирования части их полномочий властям регионов.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, проведенная в 2004 году административная реформа привела к раздробленности ветеринарной системы. В результате были образованы ветеринарные службы регионов, что привело к отсутствию должного контроля организации и проведения противоэпизоотических мероприятий и невозможности применения скоординированных мер по предотвращению распространения болезней животных на всей территории страны, говорится в пояснительной записке к законопроекту. В документе министерство ссылается на мониторинг, проведенный Россельхознадзором. Он показал, что региональные ветслужбы совмещают функции госнадзора и оказания платных ветеринарных услуг, а это негативно сказывается на объективности результатов контрольно-надзорной деятельности.

Кроме того, Минсельхоз указал на отсутствие централизованного контроля и единого регулирования ветслужб, отсутствие единообразия в нормативно-правовых актах регионов и финансировании деятельности ветслужб, что ведет к «разобщенности государственных ветеринарных служб». Наконец, в ряде регионов ветслужбы входят в состав иных органов исполнительной власти, в связи с чем «не располагают независимостью в том объеме, который необходим для решения задач в области ветеринарии, и принятие особо важных решений, несущих экономические последствия для регионов, затягивается».

Предложение о передаче надзорных функций на федеральный уровень исходит не от Минсельхоза, а прежде всего от бизнеса и экспертов, заявил «Агроинвестору» президент Мясного союза России Мушег Мамиконян. «Текущая ситуация показала, что современные вопросы с заболеваниями животных могут быть решены только на федеральном уровне, так как региональные ветеринарные службы — это подыгрывание своим бизнес-структурам, замалчивание фактов ветеринарных и санитарных проблем, влияние региональных властей на надзорные органы. Доказательство этому — распространение африканской чумы свиней, которое демонстрирует, что существующая система эту проблему решить не может», — сказал Мамиконян.

На фоне возросшего уровня угроз от разрастающихся эпизоотий и невозможности региональных властей контролировать эту ситуацию решение о возврате ветеринарного контроля на федеральный уровень необходимо было принять гораздо раньше, заметил президент консалтинговой компании Agrifood Strategies Альберт Давлеев. «Ситуацию запустили настолько, что у меня есть такое подозрение, что даже и этих полномочий федеральному органу может не хватить», — предположил Давлеев. Он подтвердил, что промышленный сектор поддержал это решение, и сейчас вопрос лишь в том, как Россельхознадзор распорядится этими полномочиями и хватит ли у него профессионализма. «Производители рассчитывают, что Россельхознадзор сможет взять под контроль распространение ветеринарных угроз, в том числе в частных подворьях и дикой фауне, а также транспортировку животноводческих грузов по территории России. Первым шагом стало внедрение системы «Меркурий», и укрепление позиций Россельхознадзора в части надзора позволит, надеюсь, на национальном уровне создать систему реагирования на угрозы и сделать эту реакцию более качественной — как по времени, так и эффективности», — добавил эксперт.

О разработке поправок по расширению полномочий Россельхознадзора Минсельхоз сообщал еще весной этого года. «Минсельхозом России ведется работа над пакетом соответствующих законодательных инициатив: это и контроль за пищевой продукцией, и возможность проведения внезапных, внеплановых проверок, и контроль за региональными ветслужбами», — говорил на итоговой коллегии Россельхознадзора в марте тогдашний министр сельского хозяйства Александр Ткачев. Он отмечал, что Минсельхоз убеждает другие ведомства в необходимости принятия таких решений.

В 2004 году государственная ветеринарная служба России была разделена на общефедеральную — Россельхознадзор (подчиняется Минсельхозу) и 83 ветеринарных службы регионов (подчиняются губернаторам). В функции Россельхознадзора входит проверка импортных и экспортных товаров, а также определение степени ветеринарного надзора внутри страны в случаях, определенных приказами Минсельхоза. Ветеринарные службы субъектов занимаются выдачей ветеринарных сопроводительных документов, установлением карантина и ограничений на ввоз или вывоз животноводческой продукции с территории региона. Однако на практике, как ранее заявлял президент «Мираторга» Виктор Линник, «профессионально ветеринарные органы регионов могут делать только одно — собирать деньги за справки, реальной биологической безопасности они не гарантируют».

Семь фактов о Сергее Данкверте

22 августа 1955 года — родился в городе Енотаевске Астраханской области.

1977 год — окончил Московский институт инженеров сельскохозяйственного производства им. Горячкина, в 1986-м — Всесоюзную ордена Дружбы народов академию внешней торговли.

1977–1986 годы — работал преимущественно инженером в комплексе «Нарский», совхозе «Барыбино», в колхозе им. Дзержинского и объединении «Пригородное».

1986–1994 годы — занимал различные должности, включая заместителя гендиректора по механизации и транспорту в агропромышленном комбинате «Москва».

1994–2000 годы — перешел в АО «Агроплемсоюз», где в итоге стал гендиректором.

2000–2004 годы — первый заместитель министра сельского хозяйства.

2004 год — руководитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.

«Просто поставлять молоко в Китай — это неинтересно»

— Что сейчас, с учетом наращивания внутреннего рынка и пандемии, происходит с экспортом?

— При тех условиях, которые есть сейчас, мы будем крупнейшими производителями и экспортерами зерна независимо от того, будут засухи или иные тяжелые ситуации или нет. Если бы 20 лет назад нам сказали, что мы станем экспортировать зерно и продукты его переработки более чем на 60 млн т, я бы задумался — 20 млн еще может быть. В то время мы около 30 млн т из США импортировали. Но сейчас техническое обеспечение в сельском хозяйстве улучшилось, выполняются национальные программы по развитию сельского хозяйства.

Есть, конечно, и то, что еще не доработано. Это эффективная переработка зерна. Например, мы завозим финские овсяные и ржаные хлопья, отруби. Однако у нас должны быть ресурсы, чтобы производить такую продукцию внутри страны и отправлять ее на экспорт. Например, Голландия и Германия, которые находятся на втором и третьем месте по экспорту в мире, отправляют готовую продукцию. И если мы говорим об экспортных возможностях, просто поставлять молоко в Китай — это неинтересно. Государство заинтересовано в глубокой переработке молока. Мы понимаем, что должны инвестировать в производство сыра.

— Что мешает развитию пищевой промышленности?

— Сейчас пищевая промышленность у нас финансируется не Министерством сельского хозяйства, а Министерством промышленности и торговли. А в промышленности, вы знаете, как в той известной песне: «Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей, а также в области балета мы впереди планеты всей». То есть на пищевку не хватает, да и Минпромторг за экспорт пищевой продукции не отвечает.

Я думаю, что это со временем все равно произойдет. Мы не можем поставлять только зерно, в то время как Казахстан экспортирует муку объемом в несколько раз больше нашего. Мы поставляем 300 тыс. т муки в год, а Турция выработанной из нашего зерна мукой обеспечивает весь Ближний Восток. Это около 4 млн т.

— В этом году Китай стал крупнейшим покупателем российского мяса. Переговоры об открытии этого рынка вы вели много лет, сейчас открыты поставки мяса птицы и говядины. Как продвигаются переговоры о начале поставок нашей свинины?

— В результате вспышек африканской чумы свиней в Китае было уничтожено до 40% свинопоголовья. Безусловно, эта страна для нас — весьма перспективный рынок сбыта. Я думаю, что Китай захочет видеть нашу свинину, но будет она там или нет, зависит от ряда обстоятельств. Возможно, с учетом принципа регионализации (экспорт разрешается из тех регионов, где не зарегистрированы вспышки заболевания. — РБК) открытие поставок возможно. Вопрос, как это будет и на что будет разменяно нашими китайскими партнерами, которые очень прагматичны в вопросах экспорта и импорта. И нужно понимать, что сейчас там недостаток мяса, а потом будет переизбыток. Китай инвестирует огромные деньги в свиноводство, через пять лет они могут нарастить производство свинины и свой рынок для импорта закроют. Нельзя отправлять только сырое мясо, нужно ориентироваться на поставки готовой продукции, подтвердить безопасность которой намного проще, отправлять интересные для китайского потребителя фирменные продукты.

— Китай недавно ввел новый режим контроля за импортом продовольствия, после того как на упаковке продуктов были обнаружены следы COVID-19. Что это означает для российских производителей?

— Китай относится к этому с глубокой озабоченностью, потому что они понесли потери в сотни миллиардов долларов. Китайские власти мониторят СМИ и, если видят сообщения, что на каком-то предприятии возникла крупная вспышка новой коронавирусной инфекции, в качестве мер предосторожности сразу вводят ограничения на поставки продукции этой компании. Они запретили импорт со многих предприятий по всему миру только из-за подозрений — норвежской рыбы, мяса из Германии, ряда мясокомбинатов США и Бразилии, а также предприятия по производству соевого шрота в Аргентине.

— А мы насколько подозрительны? Вводим ли такие же ограничения?

— Мы очень подозрительны. Как только обнаружим, тогда будем уже принимать меры. Но пока не обнаружили — нет.

«Фальсификация продукции во всем мире всегда существовала»

— Россельхознадзор внедрил проект по системе электронной ветеринарной сертификации, которая призвана обелить рынок молочных и мясных продуктов. Какой эффект получили потребители?

— Основные проблемы с теми, кто зарабатывает легкие деньги на фальсифицированной продукции, в том числе растительными жирами. С начала года мы выявили 1619 фантомных площадок, из которых более 900 якобы производили продукцию, и свыше 650 несуществующих складов, которые помогали легализовать такие товары. Предприниматели знают, что теперь их могут контролировать, и при этом умудряются из 10 л молока производить 10 т сыра. Теперь мы можем это пресекать оперативнее и более эффективно. Только представьте, какой у нас рынок нелегального производства существовал ранее! Когда начали наводить порядок, было много людей, в некоторой степени озлобленных на нас.

После того как заработали электронные системы, процессы стали прозрачными. Предприятия выпускали продукцию. Она могла быть не фальсифицированной, а просто незаконной, активно использовалось сухое молоко — такие товары были дешевле и нарушали на рынке конкуренцию. Система позволила стабилизировать цены. Вот в последние два года вы слышите о проблеме с ценами на молоко?

— Это тоже эффект работы цифровой системы контроля. Кроме того, в несколько раз упали объемы поставок сухого молока из Белоруссии, при том что ограничений Россельхознадзора в отношении белорусских предприятий нет. Просто наши производители, которые ранее массово закупали сухое молоко из Белоруссии, теперь не могут его тайно добавлять в продукты — в системе это отразится.

Читайте также:  Фитосанитарного сертификата реэкспортного фитосанитарного сертификата карантинного сертификата

Россельхознадзор что его ждет

— То есть где-то цена изменилась, где-то качество улучшилось и все-таки велик ли риск нарваться на фальсификат?

— Я вам скажу, что фальсификация продукции и нелегальная торговля во всем мире всегда существовала. Я помню, как в Венгрии в 1998 году пришел в ресторан. И там написано в меню: «Ножка дикого гуся». Я охотник, могу отличить ножку дикого гуся от домашнего. Приносят мне эту ножку. Я говорю: «Это ножка домашней птицы». Они говорят: «Вот в меню так написали. А диких-то нет!» Поэтому я бы сказал, что сегодня ситуация с прослеживаемостью позволяет с большей уверенностью говорить, что продукция изготовлена из того сырья, которое поступило на производственную площадку. И эта уверенность несравнимо больше, чем 10 или 20 лет назад. По линии контрафакта могу с уверенностью сказать, что доля его на рынке снизилась более чем на 90%. Это очень серьезный показатель для нас.

— Над какими проектами в сфере цифровизации еще работаете?

— Сейчас запланирован поэтапный запуск аналитических модулей системы электронной ветеринарной сертификации ФГИС «Меркурий». Модули будут автоматически выявлять любые нарушения, в том числе и оформление документов на фантомных площадках. Один из модулей будет отслеживать сроки годности, другой — сравнивать поступивший объем сырья с объемом изготовленной из него продукции. Для анализа документов в системе ближайшее время можно будет использовать искусственный интеллект.

Мы более десяти лет работаем над созданием комплекса информационных систем: «Меркурий» — только одна из более чем 20 программ, которые есть по каждому виду надзора — это и животноводческая продукция, и сельхозземли, и экспорт с импортом. Многие системы интегрированы между собой, и это позволяет серьезно изменить механизмы надзора. Теперь не обязательно ходить с проверками и смотреть. Можно только по анализу документов в информационных системах сделать вывод, как работает та или иная компания.

— Что даст система идентификации сельскохозяйственных и домашних животных?

 — По идентификации животных Россия отстала от других стран минимум на пять лет. Пять лет мы не принимаем необходимые для этого документы. Почему? Потому что эти процессы тормозились из-за позиции предыдущего руководителя департамента, который отвечает за контрольно-надзорную деятельность в Минэкономразвития. Но мы, со своей стороны, понимали, что рано или поздно страна придет к необходимости этой работы, и уже сделали часть программных решений для идентификации. По учету животных сегодня активно работают 16 регионов России, один из них передовик — Саратовская область.

В условиях пандемии нам также нельзя медлить с идентификацией домашних животных, учитывая то, что есть случаи их заражения новой коронавирусной инфекцией. Есть и серьезный социальный аспект: люди, которые берут домашних животных, должны осознавать свою ответственность за это животное. Кроме того, чипирование упростит путешествие с животными и обслуживание в ветклиниках.

— Как дальше будет меняться система надзора и контроля в сфере АПК?

— Новый закон о контрольно-надзорной деятельности должен был предусмотреть новые виды надзора с использованием электронных систем для выявления незаконного оборота продукции. Но они там не предусмотрены. Все представляют, что мы должны проводить в первую очередь физические проверки. И сегодня прокуратура нам делает замечания: «Вы с помощью электронной системы нашли это нарушение, а у вас в регламенте работы это не прописано».

Далее. Минсельхоз сегодня отвечает за безопасность продукции, но за качество не отвечает. Если бы в полномочия министерства входил контроль за наличием пальмового масла в молоке, то мы могли бы навести порядок и в этой сфере. Нет возможности отследить использование пальмового масла после того, как оно поступает в страну. Например, на этикетках кондитерских изделий вы увидите, что в состав входит растительный жир, но не пальмовое масло, ведь оно также является растительным жиром, как и другие виды масел.

Технический регламент «О безопасности пищевой продукции» работает с 2011 года, но я думаю, что его пора переделать. Например, показатели безопасности отслеживаются в сырье, но не в готовой продукции. А прослеживаемость должна быть четкой, как в других странах. Это значит, что от поля до прилавка. Или, как говорили европейцы, from stable to table, то есть от стойла до стола.

Россельхознадзор что его ждет

«Напоминает спланированную акцию по дискредитации»

— Вы упомянули, что стабилизировалась ситуация с поставками сухого молока из Белоруссии. А как в целом обстоят дела с белорусским импортом, с пресловутыми белорусскими креветками? Много ли нарушений?

— На самом деле даже если креветки ввезены из государства, которое ввело против нас санкции, но при этом прошли определенную обработку в Белоруссии, то по законодательству ЕАЭС креветки уже считаются белорусской продукцией и могут быть отправлены в Россию. Могу сказать, что с введением электронной сертификации намного усложнился незаконный ввоз животноводческой продукции. То есть если груз без документов, то его уже сложнее пустить в оборот, потому что в системе должно отражаться, где эта продукция произведена.

С нынешним заместителем премьер-министра Белоруссии Александром Михайловичем Субботиным мы работаем эффективно и с пониманием. Я не скажу, что какие-то проблемы в принципе есть.

— То есть сейчас с Белоруссией нормальные рабочие отношения?

— Наших или белорусских?

— Суть в том, что у наших предпринимателей продукция появлялась неизвестно откуда и они нелегально через крупные холдинги вводили ее в оборот. Это целая череда своего рода махинаций, которые мы смогли отследить. Сейчас работаем над этим совместно с силовиками.

— Вы обратились в правоохранительные органы, после того как вас обвинили якобы в вымогательстве взятки у польской компании «Млековита». Удалось ли разобраться в этой истории?

— Как вы можете объяснить то, что мы уже шесть лет живем в условиях продэмбарго, а такие истории до сих пор возникают?

— Я думаю, что у кого-то все-таки есть заинтересованность. Может быть, кто-то деньги заплатил, чтобы сделали это. Тут сложно давать оценки, но, как вы понимаете, предоставленные сами себе события имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему. Поэтому я вынужден тратить время на то, чтобы разбираться в этой истории, которая сама по себе не имеет логичного стержня. Полагаю, что и «Млековита» в данной ситуации не заинтересована, бизнеса-то нет, а ты пиши, оправдывайся, кому-то отвечай на вопросы.

«Сельское хозяйство не подкачало»

— В конце июня ваши полномочия на посту главы Россельхознадзора были продлены еще на год. Учитывая ситуацию с пандемией, какие-то новые задачи вам поставили?

— В марте, когда Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила вспышку новой коронавирусной инфекции пандемией и в России начали вводить ограничительные меры, Николай Анатольевич Власов (заместитель руководителя Россельхознадзора, вирусолог. — РБК) сопоставил это с тем, как аналогичные процессы происходят у животных, поскольку сами по себе эпидемии развиваются примерно по одному сценарию. Он сказал, что основной пик заболевания придется на конец мая, июнь и июль, в августе ситуация будет улучшаться, а если эпидемия закончится в октябре — хорошо, но маловероятно. В нашей работе практически ничего не поменялось. Потому что наша задача — при любых условиях обеспечивать безопасность производства, экспорта и импорта продовольствия.

— Как пандемия повлияла на вашу работу и работу службы? Были ли проблемы с системой контроля, например когда возник ажиотажный спрос на продукты и все опасались дефицита?

— Какое-то время в органах власти были волнения, что пандемия окажет негативное влияние на сельское хозяйство. Но эта отрасль «готовилась» к эпидемии поэтапно последние 20 лет. Меры, которые принимало правительство по поддержке АПК, дали возможность эффективно работать в тех условиях, в которых оказалась вся страна. Не знаю, какие отрасли отработали так же плодотворно, но то, что сельское хозяйство не подкачало, это факт.

— Когда лично вы поняли, что ситуация с пандемией будет нестандартной и окажет такое влияние на экономику всего мира и вообще на жизнь?

— Думаю, в самом начале марта. В принципе мы предполагали, что ситуация будет развиваться в негативном ключе, и оптимистические прогнозы в это время воспринимались уже с трудом.

— То есть вы тоже пошли за гречкой?

— Буквально в первую субботу или воскресенье марта я уже закупил все, что необходимо, ровным счетом на полгода. Потому что понимал: в первую очередь могут пострадать импортные поставки, и если чем-то зарубежным пользуешься, например косметическими средствами, лучше запастись.

Россельхознадзор что его ждет

— Как перестраивали рабочие процессы? Насколько быстро ваше ведомство адаптировалось к удаленке?

— Перешли практически сразу, наверное, с 20-х чисел марта. Разделили людей на три группы, чтобы одна смена работала, потом вторая, третья была в запасе. Удаленную работу удалось организовать благодаря существующему программному комплексу, который мы заблаговременно разработали. Когда мы подготовили программы, то хотели упорядочить процессы и сделать их более унифицированными, перевести работу в современный цифровой формат. Тогда еще не знали, что созданные программы станут залогом беспрерывной работы ведомства во время пандемии.

— А вы сами в удаленном режиме работали?

— Я все это время был на рабочем месте в Россельхознадзоре. Доступ к себе, конечно, ограничил. Остальное все делали удаленно. У пандемии есть негативные последствия, в том числе для экономики, но есть и позитивные. Самые яркие впечатления — по общению и передвижению. Механизм проведения видеоконференции отработали, и теперь это намного облегчает труд. Даже работая с правительством в формате видеоконференций, много вопросов можно решать удаленно, и это очень экономит время, особенно в Москве с учетом ее трафика.

— Пересматривали ли системы контроля на границе, когда вводились ограничения и карантин?

— Система контроля функционирует нормально. Досмотры как делали, так и делают. Какого-то серьезного ужесточения не было, однако мы обращаем повышенное внимание на некоторые аспекты, в частности на нелегальные перевозки.

«Зафиксированы случаи передачи заболевания от норок человеку»

— Коронавирус поражает не только людей, но и животных. В частности, страдают домашние животные — кошки, собаки, хорьки. Насколько COVID-19 опасен для них? И существует ли лечение?

— Когда возникла вся эта ситуация с пандемией, мы просили, чтобы нам из Роспотребнадзора прислали вирусную РНК для работы. К сожалению, несмотря на все наши усилия, Роспотребнадзор нам ничего не предоставил. Но мы сплотились с другими ведомствами. Когда получили нужный материал, провели соответствующие исследования совместно с институтом Минобороны. Мы сделали тест-систему для животных, но с ее помощью можно тестировать и людей — принцип один и тот же. На данный момент выявили только две кошки, одна в Москве, вторая в Тюмени, у которых тест показал положительный результат. Сейчас мы работаем над созданием вакцины для животных против новой коронавирусной инфекции. Пока говорить о сроках готовности вакцины рано, но я думаю, уже осенью будут готовы образцы для широких производственных испытаний.

Вакцина нужна в первую очередь для норок, потому что в Голландии и Дании на фермах из-за коронавируса уничтожили несколько миллионов куньих — они быстро передают вирус друг другу. Кроме того, зафиксированы случаи передачи заболевания от норок человеку. В нашей стране порядка сотни предприятий, занимающихся разведением норок, мы должны предусматривать потенциальные риски.

— Это ваша собственная разработка?

— Да, вакцина разрабатывается подведомственным Россельхознадзору Федеральным центром охраны здоровья животных (ФГБУ «ВНИИЗЖ») совместно с учеными Научно-исследовательского института микробиологии Министерства обороны России.

— Есть ли уже договоренности по поставкам на внутренний рынок?

— Нет, пока этот вопрос мы не прорабатываем. Сначала необходимо завершить процесс разработки, а потом посмотреть, будет ли спрос. В первую очередь мы делаем ее для российских зверохозяйств и для тех, кто хочет привить домашних питомцев.

— Это будет вакцина именно для норок или универсальная для животных?

Читайте также:  Жалоба в россельхознадзор по факту порчи земель образец

— Для восприимчивых животных. Вполне вероятно, что через какое-то время люди захотят прививать кошек, которые заражаются новой коронавирусной инфекцией. Если будет спрос, конечно же, будем производить и продавать в ветеринарные клиники. Но сейчас нам нужно какое-то время на то, чтобы провести все исследования безопасности и убедиться в эффективности вакцины.

Россельхознадзор что его ждет

— Коронавирус имеет животное происхождение, и пандемия показала, как важно отслеживать появление и мутацию вирусов у животных, поскольку это напрямую оказывает влияние на человека. Пандемия подтолкнула вас усилить эту работу? Вы как-то взаимодействуете с коллегами в мире?

— Не так давно мы встречались с представителем Всемирной организации здравоохранения животных (МЭБ) в Москве, обсуждали эти вопросы. Пока высокой озабоченности, что COVID-19 будет иметь такие же глобальные последствия, как другие экономически значимые и актуальные на сегодня заболевания животных, нет. Я имею в виду бешенство, африканскую чуму свиней, ящур и ряд других.

— В прошлом году сообщалось о массовой гибели пчел, поскольку применяли пестициды для обработки полей. И в этом году тоже поступают жалобы, что снова ситуация повторяется. Грозит ли это серьезными проблемами?

— Применение пестицидов в течение продолжительного времени во многих странах мира привело не только к сокращению популяции некоторых видов насекомых, но и птиц. Сегодня в России нет надзирающего за правильным использованием пестицидов в сельском хозяйстве ведомства. Вы считаете, что для пчел пестициды представляют опасность, а я считаю, что в первую очередь это риски для людей, потому что любые овощи и фрукты, которые ввозятся, например, из стран Юго-Восточной Азии, могут быть обработаны пестицидами для уничтожения опасных вредителей. Но если на границе никто не проверяет наличие пестицидов в продукции, то возникает вопрос, насколько после систематического потребления таких овощей и фруктов пострадают люди. Пестициды имеют свойство накапливаться в организме постепенно, и заболевания, вызванные ими, могут возникнуть не сразу, а с течением времени.

Во многих странах отдельные виды пестицидов запрещены. Если сейчас Минсельхозу не передать эти полномочия, мы просто можем потерять все наши экспортные возможности.

В целом экологические вопросы сегодня очень актуальны. Например, если не будет эффективно решаться проблема переработки пластика, то мы, как это уже доказали ученые, станем постоянно получать микродозы пластика с морепродукцией. Поэтому, если мы хотим жить и питаться безопасно, надо уделять этому повышенное внимание.

«Целые отрасли родились благодаря тому, что ряд стран ввел против нас санкции»

— Вы уже 16 лет руководите ведомством, которое отвечает за безопасность продукции внутри страны, за экспорт и импорт. Как за это время изменился мировой и российский продовольственный рынок?

— Произошло воплощение того, что мы в свое время планировали и чего хотели, но во что никто не верил. Мой отец (Алексей Данкверт, заслуженный работник сельского хозяйства СССР и России. — РБК), когда мы говорили об увеличении объемов производства мяса и другой продукции, сказал: «Да, но как вы это сделаете?!» Вот и вы спрашиваете, что изменилось за 20 лет. А изменилось то, что 20 лет назад с охраной ездили импортеры продовольствия, а теперь ездят наши сельхозтоваропроизводители.

В 2000-е годы без импортеров рынок бы рухнул. Я помню, как в 2000 году мы боролись за то, чтобы увеличить производство мяса птицы. В конце 1990-х в России производилось 690 тыс. т, а 1,2 млн т мы ввозили из США. Сейчас мы производим по 5 млн т мяса птицы и свинины.

Изменилась ситуация и с импортом овощей и фруктов. Так, еще шесть лет назад отраслевые эксперты кричали: «Шампиньоны везут из Польши, потому что мы не способны производить такой продукт!» А теперь мы сами отправляем шампиньоны на экспорт, в том числе в Белоруссию. Целые отрасли родились благодаря тому, что ряд стран ввел против нас санкции. Они в большей степени ввели санкции против себя, потому что мы нарастили производство, в том числе нетрадиционных видов продукции, — это и шампиньоны, тепличные овощи, яблоки и груши. Я уверен, что через определенное время Россия станет экспортером этих видов продукции.

— То есть нужны санкции, чтобы мы начали что-то выращивать?

— Нет, санкции не нужны, необходимо понимание того, что мы можем делать эффективно сами. Если овощи будут выращиваться в Сибири и поставляться на Дальний Восток, продовольственная безопасность региона не будет зависеть от импортных поставок из Китая. А у регионов Поволжья есть все ресурсы, включая Волгу, чтобы обеспечить луком и чесноком всю страну. Для России очень перспективным направлением может стать экспорт органической продукции, в том числе овощей. Они будут пользоваться спросом на рынке любых стран. Через какое-то время вы увидите, что все, что мы завозили из Европы (например, морковь и свеклу), мы начнем экспортировать. Например, в этом году мы начали поставлять на внешние рынки картофель: за первое полугодие отправлено на экспорт уже 300 тыс. т.

— При этом все равно на рынке существует санкционная продукция.

— За семь месяцев этого года мы свыше 1,89 тыс. т такой продукции выявили и уничтожили. К этому можно относиться по-разному.

— Как вообще такая продукция попадает в Россию?

— Люди, занимающиеся ввозом в Россию санкционной продукции, стали действовать более изощренно. Если в первые годы мы находили этикетки на упаковках и могли доказать, что эта продукция относится к запрещенной, то сегодня найти какие-либо следы сложно. Пришло понимание, что мы делаем серьезные досмотры и недобросовестные предприниматели стараются выдавать эту продукцию как выращенную или изготовленную в странах, в отношении которых запрет не действует. Однако после введения электронных систем прослеживаемости, которые позволяют увидеть, где произведена продукция, проблем стало меньше. Раньше, например, сухое молоко из Белоруссии без документов поступало в Брянскую и Смоленскую области, а оттуда развозилось по стране. Сейчас это стало невозможным.

— Недавно вице-премьер Виктория Абрамченко поручила соответствующим ведомствам, в том числе Россельхознадзору, подумать, как исключить поставки в Россию санкционных продуктов. Какие меры вы предложили?

— Опыт других стран в борьбе с нелегальными поставками, включая, кстати, Белоруссию, всегда один. В случае выявления незаконно ввезенной продукции конфискуется все, включая машины. А у нас такой практики, к сожалению, нет. Так, если мы задержали машину, подозревая, что в ней перевозится санкционная продукция, но прямых доказательств и документов на нее нет, мы вынуждены просто вернуть груз.

Вот представьте: едет машина из одной из стран ЕАЭС. Ее останавливают, документов нет. «Где документы?» — «А я к вам на заправку еду. Это разве запрещено?» — «Нет, разрешено». Далее при досмотре оказывается, что на машине стоят левые номера, а у водителя сопроводительные документы на внутреннюю перевозку продукции, то есть из одного российского субъекта в другой. Такой алгоритм ввоза санкционной продукции встречаем регулярно. Кроме того, существует так называемый ложный транзит, когда продукция, согласно документам, перемещается через территорию России из Белоруссии в Казахстан, а на самом деле разгружается в Москве.

Подготовленность контрабандистов стала гораздо выше, и побороть это можно тогда, когда каждый перевозчик будет понимать, что, если он берется везти незаконную продукцию, у него могут конфисковать машину и товары. Почему-то, если ввозят в страну наркотики, их конфискуют, а если пытаются ввезти незаконные овощи, то мы вынуждены отправить их назад.

Возвращаясь к вашему вопросу, скажу, что мы передали в правительство ряд предложений, которые, на наш взгляд, смогут в корне поменять ситуацию. Поэтому сейчас, думаю, уже есть соответствующие поручения.

Россельхознадзор что его ждет

— Поддерживаете ли предложение наказывать за такие нарушения непосредственно транспортные компании?

— Да. И не только перевозчиков, но и водителей, которым нужно запрещать въезд в страну, даже если они из союзных государств, Белоруссии или Казахстана, везут продукцию без документов. Правильным было бы создание в соседних странах информационных систем, с помощью которых они смогут отслеживать такие случаи и пресекать их, чтобы эти нарушители не приезжали к нам, потому что они «нежелательные элементы», как говорят на Западе. Например, когда в Калининграде мы задерживаем автобусы с санкционными продуктами, их везет водитель — польский гражданин. Я в свое время писал в наш МИД. Думаете, так легко закрыть визу на въезд в Россию? Практически невозможно! Потому что у нас законодательством это не предусмотрено. А у иностранцев очень просто. Вам сразу вообще без разговоров закроют въезд на пять лет. Эти предложения все есть, они обсуждаются.

— Когда ждете решения?

— Не могу ответить. В правительстве это на контроле, и мы этим занимаемся.

Глава Россельхознадзора увидел плюсы санкций для роста экспорта продуктов

Данкверт не исключил, что ЕС придется покупать у России овощи из-за цен на газ

Западные санкции не оказали большого влияния на экспорт Россией продовольствия, заявил Сергей Данкверт. Поставки продуктов с начала года выросли, а энергетический кризис в Европе вскоре может вынудить ее закупать овощи у России

Россельхознадзор что его ждет

Россельхознадзор фиксирует увеличение объемов экспорта российского продовольствия, заявил в интервью РБК глава ведомства Сергей Данкверт.

Санкции, по словам Данкверта, в перспективе могут открыть для российского АПК новые возможности. «То, что сейчас происходит, — это для нашего сельского хозяйства большой плюс. Вот вы спрашиваете: «Какие изменения?» Изменения такие, что мы скоро овощи будем поставлять в Европу из наших теплиц. Потому что политика, которая сейчас проводится в Европе, приведет к тому, что теплицы там станут нерентабельными. Потому что, исходя даже из цен на газ, местная продукция уже экономически неконкурентоспособна. У нас же, напротив, овощеводство интенсивно развивается», — отмечает глава Россельхознадзора.

До введения ограничений на движение транспорта (в апреле 2022 года ЕС запретил въезд грузовым автомобилям, зарегистрированным в России и Белоруссии) Россия уже поставляла в Европу огурцы, вспоминает Данкверт: в 2021 году в ЕС, в том числе в страны Прибалтики, было экспортировано 2,5 тыс. т огурцов.

По данным Россельхознадзора, в январе—мае 2022 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос экспорт мяса и мясных продуктов — на 20%, до 407,8 тыс. т. Поставки живых животных (свиньи, крупный и мелкий рогатый скот) увеличились на 102% — до 111 тыс. голов. Рост показал и экспорт молочных продуктов (на 7%, до 91,1 тыс. т), а также рыбы и морепродуктов (на 3%, до 952,3 тыс. т).

Увеличение мясного экспорта обеспечили выросшие поставки говядины в Китай, Саудовскую Аравию, Вьетнам и страны ЕАЭС, а также поставки свинины, закупки которой увеличили Белоруссия, Гонконг, Казахстан, Монголия и Сербия. Помимо этого, ввоз готовой мясной продукции из России нарастили Казахстан, Узбекистан и Азербайджан. Выросли поставки российской рыбы в Китай, Нидерланды, Германию, Францию, Японию, Вьетнам, Нигерию и Белоруссию.

Сейчас Россельхознадзор ведет работу для начала поставок российского сафлора, клубней топинамбура, озимой пшеницы и ячменя в Китай, завершается согласование доступа на перуанский рынок для российской гречихи. Для отечественной молочной продукции в этом году открылся рынок Таиланда, также туда отправлено более 200 тыс. доз российских вакцин от заразного узелкового дерматита. Список российских предприятий — поставщиков рыбной продукции расширили Южная Корея и Китай.

В 2021 году крупнейшим покупателем российского продовольствия был Евросоюз, который закупил у России продукцию АПК на $4,7 млрд (на 41% больше, чем годом ранее) и сместил с первой строчки прежнего лидера — Китай. Поставки российских продуктов в Китай в 2021 году упали в денежном выражении на 12% — до $3,5 млрд, оценивал федеральный центр «Агроэкспорт». Рост экспорта в ЕС обеспечили в первую очередь подорожавшие крабы и зерно, а поставки в Китай просели из-за закрытия портов для российской рыбы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *