Вид разрешенного использования земель предполагает, что владельцы земельных участков должны использовать их по назначению, указанному в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Разбираемся, что ждет хозяев участков, которые не используют участки по назначению в установленные законом сроки.
Что такое вид разрешенного использования земельного участка?
Вид разрешенного использования (ВРИ) – это закрепленная законом?Приказ Росреестра от 10. 2020 N П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» и прописанная в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) характеристика земельного участка, указывающая на то, как именно и для каких целей можно использовать данный участок.
Например, чтобы построить индивидуальный жилой дом на земельном участке, он должен иметь один из следующих ВРИ:
- Индивидуальное жилищное строительство;
- Ведение личного подсобного хозяйства. Данный ВРИ позволяет не только производить сельхозпродукцию и разводить сельскохозяйственных животных, но и строить жилые или садовые дома;
- Ведения садоводства. Такие участки предусмотрены для отдыха или выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственной продукции. Также на них можно строить жилые и садовые дома.
Как узнать ВРИ земельного участка?
Сведения о ВРИ земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Узнать их можно в разделе «Виды разрешенного использования» выписки из ЕГРН, а также с помощью сервиса «Публичная кадастровая карта».
Что грозит за неиспользование земельного участка?
Длительное неиспользование земельного участка является нарушением, если владелец земли в течение 3 и более лет не ведет сельское хозяйство либо не осуществляет жилищное или иное строительство на участках, предназначенных для этих целей.
За такое нарушение для граждан предусмотрен административный штраф?п. 3, ст. 8 Кодекса об административных правонарушениях РФ в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20 тыс. рублей. Если кадастровая стоимость участка не определена, то размер штрафа составит от 20 тыс. рублей до 50 тыс. рублей.
Кроме этого, при неиспользовании земельного участка в течение 3 и более лет возможно применение такой меры как конфискация участка у его владельца?ст. 284 Гражданского кодекса РФ.
Земельное законодательство определяет земли сельскохозяйственного назначения как территории, которые расположены за границами населенных пунктов и предназначенные для сельскохозяйственных нужд.
Емкое определение раскрывает сущность таких земель: они выделаются исключительно для занятия сельскохозяйственной деятельностью. По этой причине государством на всех уровнях власти ведется постоянный контроль за использованием этих территорий.
Он заключается в особом порядке предоставления и продажи таких земельных участков, правилах использования и эксплуатации, а также в строгих сроках, за которые владелец должен начать пользование участком.
Особенность сельскохозяйственных земель заключается в том, что не всегда собственник сразу после приобретения прав на эту землю может начать ее использовать по назначению. Дело в том, что для выращивания сельскохозяйственной продукции требуется создание специальных условий, и не каждое сельскохозяйственное угодье может им соответствовать.
Процесс подготовки земли к использованию для сельскохозяйственных нужд называется освоением земельного участка. Это понятие следует отличать от эксплуатации участка. Освоение — комплекс мер, направленных на создание условий для нормального использования земельного участка. Под эксплуатацией же понимается процесс фактического использования земли с целью получения какой-либо пользы.
Статья 42 Земельного кодекса среди всех обязанностей владельцев земельного участка выделяет необходимость своевременного освоения и использования земли.
Законодатель ни в одном нормативном правовом акте не указывает конкретные сроки, необходимые для освоения земли сельскохозяйственного назначения. Вместе с тем установленные предельные сроки, за которые владелец такой земли не только должен освоить территорию для выращивания сельскохозяйственных культур, но и непосредственно приступить к осуществлению такой деятельности.
Таким образом, понятия освоение земли и использование тесно связаны между собой, но имеют отличное значение.
Нарушение сроков, установленных для начала фактического осуществления деятельности на земельном участке из сельхозугодий, может стать причиной огромных санкций со стороны надзорных органов. Но главное — безразличное отношение к действующим требованиям является причиной лишения прав на земельный участок.
Действующее законодательство устанавливает обязанность для правообладателей своевременно приступать к использованию земли сельскохозяйственного назначения.
При нарушении этой обязанности государство применяет санкции согласно следующим правовым актам:
- Кодексу об административных правонарушениях;
- Земельному кодексу;
- Гражданскому кодексу;
- ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Такая обязанность устанавливается в пункте 3 статьи 6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Законодатель устанавливает срок, в течение которого владелец должен приступить к использованию земли. Он составляет три года с момента получения права на участок. При этом в этот срок включается и время, необходимое для освоения земли под сельскохозяйственные нужды.
Функция контроля за соблюдением такого требования лежит на плечах инспекторов Россельхознадзора.
Выявление нарушений, связанных с неиспользованием земель сельскохозяйственного назначения, осуществляется посредством следующих процедур:
- надзорные проверки;
- административные обследования;
- предварительные проверки информации обращений и писем органов власти.
В рамках проведения указанных проверочных процедур инспектора выезжают на земельный участок, осуществляются необходимые мероприятия, комплекс которых в обязательном порядке должен быть указан в распоряжении о проведении проверки, после чего оформляют мероприятие соответствующим актом и при выявлении нарушения привлекают лиц к ответственности.
Владельцу земельного участка сельскохозяйственного назначения, который несвоевременно приступил к использованию земли, грозят негативные последствия.
Штрафные санкции, которые предусмотрены частью 2 статьи 8. 8 КоАП РФ. Их величина зависит от кадастровой стоимости земли, а также наличия отягчающих обстоятельств. Следует обратить внимание на часть 2. 1 этой же статьи, которая добавляет отдельный состав правонарушения. Если земля сельскохозяйственного назначения уже была изъята у собственника и передана для использования иным лицам, которые аналогично не принимают меры к эксплуатации, то новый собственник понесет также ответственность за это.
Предписание, которое будет находиться на постоянном контроле государственного органа. Предписание содержит в себе требование об устранении нарушения, в нем установлены соответствующие сроки.
В случае невыполнения такого предписания лицо не только будет привлечено к ответственности в виде больших штрафов, но и будет решаться вопрос о лишении его права на участок.
Статьей 42 Земельного кодекса устанавливается обязанность для фактического землепользователя участка по обязательному соблюдению категории земель и вида разрешенного использования.
Причиной строгой регламентации такого правила являются следующие обстоятельства:
- разные способы использования земли предусматривают определенные коэффициенты налога на землю;
- при использовании участков с нарушением разрешенного вида может быть причинен непоправимый вред земле как природному объекту;
- может возникнуть угроза причинения имущественного или физического вреда соседним владельцам земли.
Примером нецелевого использования земли может служить организация свалки мусора на земле, которая предназначена для сельскохозяйственного производства. В результате таких действий плодородный слой почвы будет уничтожен, а земля еще долгое время не сможет быть использована для выращивания сельскохозяйственных культур.
Следят за соблюдением этого требования органы госземнадзора Росреестра путем проведения проверочных мероприятий. В случае выявления нарушений органом также выдается предписание, а также виновное лицо привлекается к ответственности, но уже по части 1 статьи 8. 8 КоАП РФ.
Обращаем внимание, что ответственность за нарушение данного требования лежит на фактическом землепользователе земельного участка. Если вам по дружбе отдали на время участок, а вы нарушили целевое назначение земли, то виновным в совершении правонарушения будете вы.
Если не исполнять предписания контролирующего органа или своевременно не продлить установленный срок, через суд вас могут лишить права на участок путем его изъятия.
Основания и порядок осуществления данной процедуры детально регулируется нормами Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Иные нормативные правовые акты также включают в себя общие нормы, указывающие на возможность изъятия земель.
Закон выделяет несколько оснований для проведения процедуры изъятия:
- снижение плодородности земли в результате нарушения владельцем действующих правил и норм;
- не использование земли в течение трех лет с момента выявления такого нарушения контролирующими органами;
- эксплуатация участка с нарушением вида разрешенного использования или целевого назначения.
Изъятие земельных участков может осуществляться у любых правообладателей, независимо от вида права. При этом такое изъятие может выражаться в прекращении арендных правоотношений.
Непосредственной причиной для изъятия служит неисполнение предписания контролирующего органа, которое выдано в одно время с привлечением владельца к административной ответственности. При этом если административного наказания не было, предписание не может считаться действующим, и оно подлежит отмене по заявлению лица, которому оно выдано.
При выявлении факта неисполнения предписания начинается процедура изъятия.
Инспектор подает необходимую информацию в региональную администрацию.
Этот орган обращается в суд с иском об изъятии земли.
По истечению полугода после вынесения положительного решения суда организуется процедура публичных торгов.
Все полученные средства от продажи поступают бывшему собственнику, но из суммы вычитаются реально понесенные убытки на организацию торгов.
Чтобы фермерский бизнес рос в гору, а пользование сельскохозяйственной землей приносило только удовольствие, следует придерживаться следующих положений.
Установите фактические границы участка.
Осуществляйте постоянный мониторинг изменения соответствующего законодательства. Новые нормы, регламентирующие правила использования участков сельскохозяйственного назначения, могут ввести ряд требований и ответственность за их нарушение.
Не откладывайте использование земли на потом, так как надзорные органы могут в любой момент прийти к вам на участок.
Не следует строить жилые дома на сельскохозяйственных землях, так как это является нарушением целевого использования.
Любой владелец сельхозугодий должен хотя бы примерно знать основные положения действующего законодательства.
Как известно, земля – основа жизни и деятельности
человека. Но осознаём ли мы всю ценность этого ресурса, и, что немаловажно,
ответственность за него? Судя по количеству заброшенных земельных участков,
зарастающих сорняками или даже деревьями, далеко не всегда. Но
безответственное отношение к земельным ресурсам не остаётся безнаказанным. Похоже, совсем скоро это могут на себе ощутить собственники сельхозугодий, чьи
участки зарастают сорняками. Это же касается владельцев дачных, садовых
участков. Дело в том, что с 20 марта штрафы за зарастание земельных участков сорняками
возросли многократно. И цифры эти, судя по всему, заставят задуматься о своей
ответственности многих правообладателей сельхозугодий.
Управление
Россельхознадзора по Красноярскому краю регулярно обращает внимание
землепользователей на недопустимость зарастания сельхозугодий сорной
растительностью. О том, какие штрафы придётся заплатить нарушителям земельного
законодательства, рассказывает начальник отдела государственного земельного надзора Управления Нина Ерохина:
– В результате неиспользования земельные участки зарастают сорной, а
зачастую и древесной, растительностью. Я
хочу напомнить всем гражданам, которые владеют на праве собственности сельхозугодьями, дачными участками, также
участками, предназначенными для садоводства и огородничества, что Кодексом об
административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена
административная ответственность в виде штрафа за невыполнение природоохранных
мероприятий, в частности невыполнение обязанности проводить мероприятия по
защите земель от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями.
Надзор за выполнением этих
требований осуществляется федеральными органами, осуществляющими
государственный земельный надзор рамках плановых проверок. Также проверки проводятся и на основании
массовых обращений граждан, которые недовольны тем, что их соседи забросили
свои угодья, в результате чего от сорных растений страдают прилегающие участки.
Отмечу, что в 2014 году
Управление Россельхознадзора проверило около 350 собственников земельных
участков с видом разрешённого использования для дачного строительства,
огородничества и садоводства. Далеко не все собственники выполняют требования
действующего законодательства. Были выявлены 170 участков в заброшенном
состоянии общей площадью 240 га, которые зарастали сорной и древесной
растительностью, где выявлялись даже карантинные объекты.
Государственный инспектор,
выявляя такое правонарушение, в обязательном порядке выдаёт собственнику
предписание об устранении правонарушений. Невыполнение в установленный
должностным лицом срок данного предписания влечёт уже следующее
административное правонарушение, за которое также предусмотрена
административная ответственность.
В 2014 году две трети
собственников выполнили требования предписаний должностных лиц Управления,
провели обработку своих земельных участков на площади 111 гектаров, то есть эти
земли были вовлечены в сельскохозяйственный оборот. Однако треть
правообладателей была привлечена к административной ответственности по ч. 1
ст. 5 КоАП РФ «Невыполнение в установленный срок законного предписания
должностного лица».
Хочу также отметить,
что с 2015 года Положением о государственном земельном надзоре полномочия по
надзору за выполнением требований законодательства переданы от Россельхознадзора
в Росприроднадзор. Теперь осуществлять надзор за соблюдением требований
законодательства на дачных, огороднических участках будет Росприроднадзор.
– Нина Леонидовна, известно, что сейчас Правительством Российской
Федерации принимаются активные меры по вовлечению земель сельскохозяйственного
вовлечения в оборот. Как это коснётся собственников, чьи участки зарастают
сорняками?
– С 20 марта вступили в
силу изменения в Кодекс об административных правонарушениях Российской
Федерации, которые существенно увеличивают размеры административных штрафов за
невыполнение мероприятий по охране земель, в частности, это касается
правонарушений, когда земельные участки не используются и зарастают.
Если до 20 марта
административный штраф в отношении физического лица за невыполнение мероприятий
по охране земель составлял от 1 тысячи до 1,5 тысяч рублей, то теперь такой
штраф на физическое лицо составит уже от 20 до 50 тысяч рублей. Административный штраф на юридическое лицо составит от 400 до 700 тысяч рублей. Также повышается административная ответственность и за невыполнение требований
должностного лица об устранении допущенного правонарушения. Если до 20 марта
размер такого штрафа составлял от 300 до 500 рублей на физическое лицо, то
теперь такой штраф будет составлять от 20 до 50 тысяч рублей. В случае, если в
течение одного года повторно будет выявляться такое правонарушение, штраф
увеличится от 30 до 50 тысяч рублей.
–
Может ли собственник лишиться своего участка, если не использует его должным
образом?
– Действительно, кроме
наложения административных штрафов, законодательством предусмотрено и изъятие
земельных участков, которые не используются длительное время. В нашем регионе
такие случаи уже были.
Так, в 2014 году по
материалам Управления Россельхознадзора, направленным в Агентство по управлению
государственным имуществом Красноярского края, четыре собственника земельных
участков, не выполнявших требования предписаний о вовлечении земель в
сельскохозяйственный оборот, были лишены своего права владеть этими участками.
Собственники земельных
участков должны понимать всю ответственностью обладания таким объектом
недвижимости. В целях охраны земель собственники,
землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны
проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите
сельскохозяйственных угодий от зарастания сорными растениями деревьями и
кустарниками, своевременно приступать к использованию земельных участков.
пресс-секретарь Управления Россельхознадзора
Опубликовано в журнале «Земля и люди» (март 2015)
Если человеку принадлежит поле, он не вправе сидеть без дела. Его обязанность постоянно проливать пот на пашне. Иначе поле могут забрать. Таковы правила. Контроль за этим ведется постоянно.
“По данным Россельхознадзора, в течение 2020 и 2021 годов было выявлено 11 тысяч 722 земельных участка, которые не используются по целевому назначению или же используются с нарушением закона, – сообщил председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. – Основное количество нарушений связано с зарастанием участков сорной травой и кустарником, а также неиспользованием сельскохозяйственных участков для собственно сельскохозяйственной деятельности”
Груздев также отметил, что действующее законодательство позволяет применять к указанным случаям изъятие земельных участков. Тем не менее, по его словам, применение подобных норм сегодня затруднено.
Проблема в том, поясняют другие эксперты, что собственники-бездельники, получив официальное предупреждение, продают участки. Поэтому с них спрашивать уже нельзя. А для того чтобы появилось право предъявить претензии к новым владельцам, должно пройти несколько лет.
Формально, конечно, новый хозяин может засучить рукава и взяться за плуг. Однако зачастую продажа земельных участков оказывается фиктивной. Поэтому бурьян остается непотревоженным.
В частности, как сказано в пояснительной записке, по данным Россельхознадзора, смена правообладателя или отказ от земли произошли по1893 сельскохозяйственным участкам, на которых были выявлены нарушения.
“Подготовленный законопроект позволит прервать цепочку фиктивных продаж таких земельных участков, – говорит Владимир Груздев. – Предлагается предусмотреть норму, согласно которой, при выявлении факта неиспользования участка по назначению и выдаче предписания об устранении нарушений в ЕГРН будет вноситься запись о невозможности перехода права собственности земельного участка”.
Иными словами, как только хозяину участка направят предписание взяться за дело, в Росреестре сразу же поставят блок на продажу.
Такой человек не сможет переписать землю на кого-то другого. Ему придется или начать возделывать поля, или ждать, пока его не лишат земли официальным путем.
Также проект уточняет процедуру рассмотрения судами дел об изъятии земельных участков сельскохозяйственного назначения, особый порядок, сокращая некоторые сроки. Так что заброшенное поле окажется на торгах гораздо быстрее.
Как только хозяин получит предписание из земельного надзора, в Росреестре будет сразу поставлен блок на перепродажу земли
По мнению разработчиков инициативы, принятие законопроекта позволит в короткой перспективе увеличить количество земельных участков сельскохозяйственного назначения, изъятых по решению суда. Соответственно, говорится в пояснительной записке, упомянутые участки будут быстрее возвращаться в сельскохозяйственный оборот.
В 2022-2024 годах ожидается изъятие с последующей продажей на публичных торгах около 246 земельных участков, из которых 185 предположительно будут выкуплены субъектами РФ. Бесхозяйственным хозяевам вернут деньги, а землю передадут в работящие руки.
Кстати, за зарастание сельхозземель в КоАП предусмотрено наказание. Гражданам грозит штраф от 20 тысяч до 50 тысяч рублей. Юридическим лицам – от 400 тысяч до 700 тысяч рублей.
За неиспользование земельного участка сельскохозяйственного назначения нарушители также привлекаются к ответственности. В данном случае для граждан в КоАП предусмотрен штраф в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 3 тысяч рублей. Для юридических лиц – от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 200 тысяч рублей.
Эксперты рекомендуют гражданам жаловаться в ведомство, если, допустим, обнаружили на сельскохозяйственных землях свалку. “Наличие свалок на землях сельхозназначения приводит к химическому и биологическому загрязнению почвы, снижению содержания органических веществ, образованию биогаза и уплотнению грунта. Загрязняющие вещества вызывают гибель живых организмов, вырабатывающих гумус, соответственно снижается плодородие почв, – рассказали в управлении Россельхознадзора по Тверской и Ярославской областям. – К тому же занятые свалками земли автоматически выводятся из сельскохозяйственного оборота, то есть не используются по назначению”.
Также в ведомстве подчеркивают, что земли сельскохозяйственного назначения предназначены для производства сельхозпродукции, поэтому если вы видите на пашне, скажем, разрабатываемый карьер, то это нарушение земельного законодательства.
“Случаи снятия или перемещения плодородного слоя почвы часто приводят к его полному уничтожению, так как при производстве незаконных земляных работ верхний плодородный слой, как правило, складируется с нарушениями, смешивается с нижезалегающим неплодородным грунтом и утрачивает свои свойства”, – поясняют в ведомстве.
О фактах незаконного снятия или перемещения плодородного слоя почвы на землях сельскохозяйственного назначения, то есть нелегальных карьерах, необходимо сообщать в Россельхознадзор.
По информации Россельхознадзора, за 9 месяцев 2021 года судами были приняты решения об изъятии у недобросовестных собственников около 3,2 тысячи га земель сельхозназначения. Кроме того, на площади более 12,7 тысячи га приняты решения о расторжении договоров аренды.
23 сентября Россельхознадзор сообщил о результатах административного иска к кольчугинской организации ООО «Самсон». Фирме принадлежит сельхозучасток площадью почти 48 гектаров. Однако за пять лет там не проводилось никаких работ, а сами земли поросли травой и ивняком.
Сотрудники выяснили, что с 2017 года земля не обрабатывалась, никакие культуры не высаживались, а сорная трава не скашивалась. Так был нарушен закон о ведении сельхоздеятельности. Ведомство обратилось с административным иском в суд, который встал на сторону Россельхознадзора. Предприятие оштрафовали на 200 тысяч рублей.
В данный момент вся сумма выплачена.
Штраф до 450 тыс. рублей может грозить собственнику скота за нарушение требований обращения с побочными продуктами животноводства. Такой законопроект внесли в Госдуму вице-спикер Алексей Гордеев и председатель Комитета по аграрным вопросам Владимир Кашин.
Напомним, что в России принят новый закон № 248-ФЗ, который регулирует обращение с побочными продуктами животноводства. По закону это навоз, помет, подстилка и стоки.
«Вместе с тем административная ответственность за нарушения требования к обращению побочных продуктов животноводства в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) отсутствует, что исключает фактическое применение норм Федерального закона № 248-ФЗ в части привлечения к ответственности лиц, нарушающих указанные требования», – поясняют авторы законопроекта.
Этот законодательный пробел они хотят устранить.
Так, за несоблюдение требований обращения с побочными продуктами животноводства при хранении, транспортировании, обработке, переработке, реализации предлагается установить штрафы:
– для должностных лиц – от 30 до 40 тыс. рублей;
– для предпринимателей без образования юрлица – от 50 до 60 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
– для юридических лиц – от 250 до 350 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Кроме того, проектом предлагается ввести штрафы за повторное нарушение:
– для должностных лиц – от 40 до 50 тыс. рублей;
– для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 60 до 70 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
– для юридических лиц – от 350 до 450 тыс. рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Стоит отметить, что требования к обращению с побочными продуктами животноводства будут утверждены постановлением правительства. Проект этого документа разработал Минсельхоз.
Так, хранить навоз и помет следует только на специализированных площадках. Причем такие площадки должны располагаться отдельно от помещений, где содержится скот. «Хранение побочных продуктов животноводства должно осуществляться способами, предотвращающими загрязнение окружающей среды», – говорится в документе. Использование побочных продуктов животноводства не должно приводить к истощению, деградации, порче, уничтожению земель и почв и иному негативному воздействию на земли и почвы.
Планируется, что новую систему штрафов введут с 1 марта 2023 года. С этого же момента начнет действовать новый закон о побочных продуктах животноводства.
Управлением Россельхознадзора по Хабаровскому краю, Еврейской автономной и Магаданской областям в рамках осуществления государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения в ноябре 2021 года проведена внеплановая выездная проверка физического лица – собственника 11 земельных участков сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, общая площадь которых составляет 12,1 га. По результатам проведенной проверки, выявлен факт длительного неиспользования правообладателем земельных участков по их целевому назначению, в результате чего произошло зарастание участков деревьями высотой приблизительно от 0,3 до 7 м. , зарастание многолетней сорной растительностью. В силу статей 7, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями, деревьями и кустарниками и обязанность по проведению соответствующих мероприятий возложены на собственников сельскохозяйственных земель. По результатам проведенной проверки, виновное лицо привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7 КоАП РФ. Физическому лицу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 тыс. руб. Кроме того, в соответствии с п. 18 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о выявленных фактах длительного неиспользования правообладателем вышеуказанных участков по их целевому назначению, направлены Управлением в ИФНС России по Хабаровскому краю, для рассмотрения вопроса о применении к правообладателю земельных участков повышенной ставки налогообложения, в соответствии с положениями статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации.
Проект федерального закона № 155722-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» принят в первом чтении на заседании Государственной Думы 20 сентября 2022 года.
Законопроект совершенствует механизм изъятия у правообладателей земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации.
По данным Россельхознадзора за 2020-2021 годы было выявлено 11 722 земельных участков, которые не используются по целевому назначению или используются с нарушением требований земельного законодательства Российской Федерации. При этом основное количество выявленных нарушений связано с зарастанием земельных участков сорной растительностью и неиспользованием земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства.
Действующий порядок изъятия земельных участков у недобросовестных правообладателей является не эффективным, поскольку позволяет легко уйти от ответственности посредством фиктивной продажи такого участка до того, как контролирующий орган направит в суд требование об изъятии такого земельного участка. Такой лазейкой, по данным Россельхознадзора, воспользовались правообладатели почти 2 тысяч земельных участков.
Это негативно отражается на эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения и тех мерах, которые принимаются по вовлечению в оборот заброшенных земель сельскохозяйственного назначения.
В этой связи законопроектом предусматриваются следующие ключевые положения:
Возможность фиксации Россельхознадзором факта неиспользования земельного участка в течение 3 и более лет на момент проведения проверки. Россельхознадзор при этом будет руководствоваться утвержденными Правительством признаками такого нарушения – это Постановление от 18 сентября 2020 года № 1482.
Надзорный орган наделяется правом заблокировать в Росреестре возможность изменения сведений о правообладателе земельных участков, в отношении которых выявлены нарушения, и правообладатели которых не устранили эти нарушения в установленный выданным предписанием срок. Такими образом устраняется правовая лазейка, позволявшая недобросовестным землепользователям уходить от ответственности. До тех пор, пока нарушитель не устранит нарушения, либо не понесет наказание, а земельный участок не будет принудительно у него изъят, он не сможет им распорядиться.
До 15 дней сокращаются сроки принятия решений о приобретении изымаемых земельных участков в собственность муниципалитетов или субъектов Российской Федерации. Сегодня этот срок составляет 1 месяц. Также сокращаются сроки рассмотрения соответствующих дел судами. Также сокращаются сроки рассмотрения соответствующих дел судами.
В совокупности указанные нормы повысят эффективность реализации Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, а также утвержденной во исполнение Поручения Президента Российской Федерации от 26 апреля 2022 года № Пр-738 новой редакции Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов.
Кашин в своем выступлении обратил внимание на то, что в рамках дальнейшей работы с законопроектом должен быть рассмотрен ряд предложений, усиливающих предложенные законодательной инициативой правовые конструкции.
Так, актуальным является вопрос введения приоритетного права приобретения принудительно изымаемого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения правообладателями соседних земельных участков по упрощенной процедуре. Решение данного вопроса обеспечит сокращение количества земельных участков, контуры которых характеризуются черезполосицей, а также более эффективное использование земель сельскохозяйственного назначения.
В целях повышения эффективности земельного контроля (надзора), минимальные и максимальные сроки устранения нарушений, выявленных уполномоченным органом государственной власти, и указываемые в соответствующем предписании, должны быть определены законом.
Также следует рассмотреть вопрос о привлечении к работе по выявлению неиспользуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или используемых с нарушением требований законодательства Российской Федерации органов муниципального земельного контроля, а также общественных инспекторов, что существенно повысит оперативность надзорной (контрольной) деятельности.
Кроме того, предложенный законопроектом порядок определения первоначальной и последующих цен на изымаемые земельные участки должен быть оценен на предмет недопущения появления избыточной нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в случае их выкупа в муниципальную или региональную собственность.
Также В. Кашин обратил внимание на необходимость совершенствования правоприменительной практики вовлечения в сельскохозяйственной оборот земель через отмену противоречащих этой концепции подзаконных актов, и в первую очередь на необходимости отмены Постановления Правительства Российской от 21 сентября 2020 года № 1509, предоставляющего право выращивать леса на землях сельскохозяйственного назначения.
Указанные предложения будут рассмотрены в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению.